Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

Саперному подложили мину

Поселок с населением в 1400 человек не рад перспективе стать кладбищем «утопленников»

Захламленная акватория
Сколько корабельного хлама скопилось в акватории Северной столицы — не скажет никто. Знатоки-старожилы лишь укажут, когда именно город докатился «до дна»: превратил русла рек и каналов в помойки брошенных плавсредств. Это произошло в середине 1990-х, когда исчез единый собственник флота в лице государства.

— В советские времена был жесткий контроль даже за самой распоследней посудиной, — поясняют сегодня старые речники. — Представить было невозможно, чтобы кто-либо втихаря утопил судно. Ведь это было бы и уничтожение госсобственности, и создание помех судоходству, прямой курс на уголовное дело. А потом по речному флоту ударила приватизация: суда растащили по частным лавочкам, а содержать не смогли.

Стоявшие на приколе «посудины» становились добычей охотников за цветными и прочими металлами. Спиливались верхние части, прочее уходило на дно, загрязняя невскую воду оставшимися горюче-смазочными материалами. Парадный въезд в город с моря вскоре превратился в свалку. За чистку городской акватории взялись только в начале 2000-х, в преддверии 300-летия Петербурга. По подсчетам специалистов, к этому времени в черте города под водой находилось более 80 кораблей.
С тех пор каждое лето из воды поднимают десятки тонн «железа» — останков и остовов судов самого разного калибра, от катерков до кораблей солидного водоизмещения. «На иголки» его пускают различные организации — кто выиграет конкурс на утилизацию, тот и получит госзаказ.

Фото: Натальи ЧАЙКИ

Развалины по закону
С учетом тонн и тонн поднятого металла можно предположить, что с годами «утопленников» на дне наших рек и каналов стало меньше. А вот на берегах хлама явно прибавилось. По этому поводу в начале каждого сезона белых ночей районные начальства и штабы благоустройства устраивают показательные объезды акватории и обещают навести порядок на берегах морской столицы России. Однако процесс идет без заметного успеха. Здесь та же история, что с оставленными во дворах разбитыми автомобилями. Любая ржавая развалина — это чье-либо имущество. А если ничье — то, прежде чем вывезти или отбуксировать его на металлолом, оно должно быть признано судом бесхозяйным. Судебные же процессы могут идти годами, оттого «посудины» и «калоши» и не исчезают из пейзажа акватории.

Пара на вывоз
Итак, по закону набережные могут освобождать от имущества, если оно бесхозяйное. А также от плавсредств, стоящих незаконно, — это второй вариант. С ним в Петербурге гораздо проще, поскольку таких плавсредств раз-два и обчелся.

— В настоящее время в акватории Невы незаконно расположены два плавучих объекта: «Кронверк» у Адмиралтейской набережной и «Парус» у стадиона «Петровский», — сообщили «Вечернему Петербургу» в пресс-службе комитета по управлению городским имуществом (КУГИ). — В отношении этих объектов имеются вступившие в законную силу решения суда о расторжении договоров аренды и выселении. Сейчас деятельность этих объектов приостановлена.

В комитете поясняют: для того чтобы легально работать на объектах, расположенных у набережных, необходимо иметь договор аренды на участок земли, на котором расположен трап и подходы к судну. Нет такого договора — судно стоит незаконно. И тогда, если владельцы сами его не отгонят, кораблик можно перебазировать в принудительном порядке.

Перебазируют в 2012-м
Для бесхозяйных/принудительно эвакуированных плавсредств в городе и надумали завести особую стоянку, выделив на нее из бюджета 3 200 000 рублей. Число потенциально бесхозяйных, напомним, неизвестно. Реальных кандидатов на эвакуацию — всего два.

— В настоящее время готовятся документы для перебазирования этих плавучих объектов на стоянку в Саперном. Организации, которые будут непосредственно осуществлять работы по перебазированию, будут выбраны по конкурсу. Поскольку срок проектирования стоянки — декабрь 2011 года, фактическая работа по перемещению плавучих объектов начнется с началом судоходной кампании в 2012 году, — информирует редакцию КУГИ.

Заниматься эвакуацией судов будет ГУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества», созданный КУГИ специально для решения вопросов с незаконными постройками и недобросовестными арендаторами.

Стоянка с разборкой
Саперное, или Саперный, — это местечко на берегу Невы, часть Колпинского района Петербурга. Здесь новость о том, что их поселок станет стоянкой для «утопленников»/эвакуированных, встретили, понятно, без восторга. Поскольку в пакет со стоянкой включена также разборка — разделочный цех для плавсредств.

— Будут судоремонтные сооружения, доки, склад, котельная, — перечисляет то, что уже известно жителям поселка, глава муниципального образования «Саперный» Николай Георгиев. — Горюче-смазочные материалы, вероятно, станут попадать в Неву, а у нас ниже по течению водозабор, поставляющий воду Петербургу.

Обитатели тихого Саперного опасаются и других «вытекающих».

— У нас 1400 жителей постоянных и всего 55 временных, — рассказывает Николай Николаевич. — Появятся новые люди, обстановка изменится...

Он произносит слово «гастарбайтеры» — это неизбежное сопровождение всякой стройки также заранее вселяет тревогу в местное население. Сейчас оно составляет письмо к губернатору с контраргументацией стоянки-разборки. Также надеется высказать свою позицию на общественных слушаниях по проекту. Слушания еще не проводились. Решение городом принято — а никто его толком не обсуждал.

Вилами по воде
Проект ведет комитет по транспортно-транзитной политике правительства Петербурга, а точнее, подведомственное ему ГУ «Агентство внешнего транспорта». Редакции агентство сообщило, что стоимость проектирования стоянки, включая выполнение изыскательских работ, составляет 3 200 000 руб. Содержание стоянки будет осуществляться за счет бюджета города.

«Стоянка будет единовременно вмещать 10 — 15 объектов с ориентировочной длиной 30 м, шириной 10 м, — продолжает ведомство. — Утилизация судов будет проводиться на базе судоремонтных заводов Санкт-Петербурга после проведения процедуры признания судов бесхозяйными».

Саперному в компенсацию обещают «благоустройство территории с максимальным сохранением существующих зеленых насаждений».

Из ответа агентства не очевидно, что суда будут разрезать прямо в Саперном. Как об этом стало известно его жителям — им инстанции прислали и планировку участка, где разместится площадка судоремонтно-судостроительного завода «Спецстрой».

Однако это не путаница и не расхождение в бумагах — просто такова стадия проекта. Экологические последствия, влияние стоянки на судоходство на Неве, специфика буксировки разваливающихся «посудин» против течения — этих вопросов специалистам никто еще не задавал. Экспертизы не проводились.

— Знаем о проекте только из средств массовой информации, — сообщили «ВП» в бассейновом управлении «Волго-Балт», отвечающем за судоходство на Неве.

В общем, может быть, что поизыскают-попроектируют, да и передумают. И зря тревожатся за свои берега жители Саперного.

Алла ДМИТРИЕВА
↑ Наверх