Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«Сапсаны» сметут часть Лиговки

Под новую транспортную развязку у Московского вокзала планируется снести почти три десятка исторических зданий, в том числе и аналог Апраксина двора — Кокоревские склады

— Мы же не будем доставлять автомобили к терминалу дирижаблями, — доходчиво объяснил предназначение новой транспортной развязки Василий Литвинов, представитель компании — разработчика архитектурной концепции терминала для высокоскоростных поездов. — Нам нужны подъездные пути, а исторические здания просто съедают транспортные возможности!

Проект планировки территории, ограниченной Лиговским проспектом, Транспортным переулком, полосой землеотвода железной дороги и объектом культурного наследия — домом Перцова, представленный в понедельник на общественных слушаниях в администрации Центрального района, вызвал шок у тех, кто пытается защищать исторический Петербург от тотальной перекройки.

— Очевидно, что где-то какие-то уступки и можно делать, но приветствовать такую радикальную зачистку?! — выразил свое недоумение корреспонденту «ВП» Александр Кононов, заместитель председателя петербургского ВООПИиКа и член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга.
По его мнению, проект вокзального комплекса непременно должен быть рассмотрен на заседании совета, а проектировщики обязаны внести в него коррективы.

Итак, о том, что он предусматривает. Речь идет о сооружении транспортной развязки с туннелем, проходящим под железнодорожными путями, с созданием продолжения улицы Черняховского. Развязка будет подходить к терминалу для скоростных поездов типа «Сапсан», расположенному на нескольких уровнях над железнодорожными путями. Прилегающая к терминалу территория (ныне занятая зданиями дореволюционной постройки) пойдет под объекты общественно-делового назначения, финансово-кредитные учреждения, торговые заведения, инженерные сооружения, здесь также расположится вестибюль станции метро «Лиговский проспект-2». Высота зданий предполагается от 23 до 33 метров, максимум будет в 10 — 12 этажей, сообщил на слушаниях Юзеф Паркман, начальник отдела градостроительного проектирования «ЛенНИИПроекта».
На вопрос представителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры о том, каким же это образом будут снесены исторические здания, Юзеф Борисович дал простой ответ: их изымут для государственных нужд.

 

Кокоревские склады считались культурным наследием города до 2005 — 2006 годов. Фото: Аллы РЕПИНОЙ

— Кокоревские склады, которые по порядку и характеру территории можно сравнить только с Апраксиным двором, еще несколько лет назад находились под государственной охраной как вновь выявленные объекты культурного наследия, — рассказал «Вечернему Петербургу» Александр Кононов. — А затем их стали последовательно снимать с охраны. Совершенно очевидно, что непосредственно под этот проект. Последовательно, по нескольку штук. Так и очистили эту территорию от обременения. Но дело в том, что в Петербурге уже третий год действует закон, по которому сносить исторические здания постройки до 1917 года возможно только при их необратимо аварийном состоянии! Но эти здания не аварийны — они функционируют, в них находятся учреждения...

Бывшие склады Северного страхового общества, или склады Кокоревых, — замечательные образцы промышленной архитектуры старого Петербурга. Построенные в 1870 — 1880-х годах, они и считались памятниками. До 2005 — 2006 годов, пока не были исключены из списков выявленных объектов культурного наследия приказами председателя КГИОП Веры Дементьевой. Решение имущественно-правовых вопросов с собственниками идущих под снос зданий будет принято администрацией Петербурга — «путем изъятия территорий под нужды города», как значится в документации к общественным слушаниям.

Проект компании «УРБИС-СПб»: транспортная развязка на месте трех десятков дореволюционных зданий.

Автором радикальной архитектурной концепции выступила компания «УРБИС-СПб». Она была создана в 2005 году на основе творческой мастерской Олега Харченко, до 2004 года бывшего главным архитектором города и председателем комитета по градостроительству и архитектуре. Сейчас Олег Андреевич остается гендиректором компании, несмотря на свою значительную занятость в другой важной миссии, — он главный архитектор олимпийской стройки в Сочи.

Заказчиком проекта выступило ЗАО «Парк-центр», владелец дома № 60 — 62 на Лиговском проспекте — бывшего завода Сан-Галли.

Алла РЕПИНА
↑ Наверх