Сарафаны нестеровских девушек еще хранят аромат ладана
В Русском музее открылась ретроспектива Михаила Нестерова
Масштаб выставки грандиозен: 200 произведений живописи, графики, а также архивные документы и фотографии. Причем из коллекции самого Русского музея всего 60 работ, остальные — из Третьяковки, Абрамцева, Царского Села, Петергофа, Башкирского художественного музея, а также из частных собраний. Свою лепту внесла и внучка художника Мария Титова, которая приехала на вернисаж.
Сотрудники Русского музея обещают устроить в ближайшем будущем выставку народного костюма «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!».
В советские годы его, конечно же, тоже упрекали за религиозность и мистицизм. Но и церкви он не угодил. Ведь в своем творчестве Нестеров вдохновлялся не столько православными, сколько католическими источниками.
Сегодня, спустя 150 лет со дня рождения Михаила Нестерова, к его творчеству относятся столь же по-разному, как и на заре прошлого века. Вот и Минкульт почему-то не счел нужным внести юбилей Нестерова в свой реестр, а соответственно не выделил на празднование средства, и Русскому музею пришлось искать спонсора для организации выставки.
Корреспондентов «Вечёрки» больше всего заинтересовал четвертый зал выставочной анфилады, посвященный женской теме в творчестве Михаила Нестерова.
Под влиянием романов Мельникова-Печерского, посвященных заволжским старообрядцам, Нестеров решил, по его собственным словам, «написать красками роман, роман в картинах…». Художник написал три из пяти задуманных «глав» романа — картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897-1898) и «На Волге» (1905).
Рядом с картинами выставлены народные костюмы из музейных фондов. Многие из них показываются впервые. Причем костюмы почти точные копии тех, в которые одеты нестеровские девушки. Это создает иллюзию, будто картина ожила, и изображенные на полотне пленительные, красивые женщины сошли в зал — к нам.
Михаил Нестеров. «Святая Русь». 1901-1905. Раньше на Руси женщинам запрещалось выходить на люди с непокрытой головой. Сегодня мы чаще носим платки как шали, накинув на плечи.
— Надежда Олеговна, что это за платки?
— Вы видите на картинах и на наших манекенах старообрядческие платки второй половины XIX века. Некоторые такие платки поступили к нам из Музея истории религии.
— А эти необычайной красоты сарафаны тоже оттуда?
— Один из сарафанов, который показывается на выставке, поступил в музей не так давно, в 1972 году, из частной коллекции знаменитого собирателя древнерусских рукописей, который был связан со старообрядцами. Другой попал к нам из Кустарного музея, существовавшего в XIX веке. Многие вещи я сама привозила из экспедиций в русские деревни в 70-80-е годы.
— Реставрировались ли эти костюмы?
— Один из сарафанов — синий, из Архангельской области — никогда не стирался. Когда мы принесли его к реставраторам, от него исходил запах ладана, а на ткани можно было рассмотреть следы от расплавившегося воска. В сарафане молились, выстаивали службы. Сарафан, закапанный воском, был такой страшный, что мы не планировали его показывать. А перед выставкой Нестерова спохватились, принесли к реставраторам и попросили постирать. А те пощупали ткань и сказали: «Э, нет, эта вещь вообще никогда не стиралась. Если мы сейчас постираем, ткань повиснет, как тряпка, лента поползет — все развалится». Они приводили его в порядок с помощью особенной чистки, он после этого стал держать форму. Все сшито руками, только маленькая отделочная строчка сделана на машинке.
— Хорошо ли Нестеров знал народный костюм?
— Впервые Нестеров обратился к народному костюму, когда писал первую свою большую картину «До государя челобитчики», за которую был удостоен Большой серебряной медали. Она была основана на историческом материале, и художнику нужно было точно воспроизвести костюмы. Помогло знакомство с Василием Суриковым, который писал свою «Боярыню Морозову». Действие «Морозовой» происходит в XVII веке, но старообрядцы сохранили костюмы почти такими же и в XIX веке.
Метки: Музейное дело Выставки Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов