Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Сделай сам

В арт-пространстве «Freedom» пройдут премьерные показы спектакля «Лекции о нечто»

Один из самых любопытных и значительных молодых режиссеров-экспериментаторов современного российского театра Дмитрий Волкострелов выпускает вторую часть дилогии по текстам, которые на отечественной сцене не то что не ставились, а и не мыслились как возможные для постановки на театре, — «Лекции о нечто» Джона Кейджа, американского композитора, поэта, мыслителя, а точнее, осмыслителя современной культуры и сознания вообще. Премьерные показы спектакля пройдут с 15 по 18 июня в арт-пространстве «Freedom» на Казанской улице, 7, — в 20.00 и 22.00.

Ученик Льва Додина Дмитрий Волкострелов, чья деятельность в театре — вовсе не продолжение, а отторжение и спор с эстетикой мастера, — тоже ищет смыслы существования театра в принципе. То, что его не устраивает театр, где одни люди изображают других, — ясно давно. Как и то, что он предпочитает исследовать — и весьма безжалостно — современное сознание, — тоже. Но самое замечательное, что поиски Волкострелова, его творческий союз с минским драматургом Павлом Пряжко, его умные актеры, способные играть с текстом (и зрителем) в поддавки, — все составляющие его работы выстраиваются в весьма любопытную систему, в центре которой находится индивидуальное сознание современника, способное осмыслить реальность тем или иным способом. Если объектами исследования режиссера становятся герои, то он (часто в сговоре с драматургом) доводит диагностические ситуации до совершенно абсурдных: персонажи его спектакля «Запертая дверь» пытались имитировать существование, герой «Парков и садов» — оцифровать ее всю без исключения, включая и собственного отца, etc.

Но есть у Волкострелова спектакли, где он словно спорит с высказыванием Набокова о том, что жизнь не существует без притяжательного местоимения, и исследует сознание или явление в чистом виде. Двенадцать зрителей «Лекции о ничто» — предыдущего спектакля по Джону Кейджу — были рассажены вдоль четырех сторон белого куба, изнутри которого и звучал текст. Сознание зрителя вступало в контакт с ритмом, формой, чистой информацией, в свое время сильно повлиявшей на искусство и культуру вообще: духовными наследниками Кейджа называли себя в разные годы музыкант Фрэнк Заппа, художник Роберт Раушенберг, основатель группы «Radiohead» Том Йорк, театральный режиссер Роберт Уилсон и многие другие революционеры в сфере культуры.

«Лекция о нечто» (1950) — как говорит сам режиссер Волкострелов, — текст о правилах поведения в современном обществе. В нашем новом спектакле не будет актеров — главным героем «Лекции о нечто» станет зритель. Публике придется столкнуться с куда большей вовлеченностью в действие, чем обычно принято в театре: по сути каждая из четырех групп зрителей увидит свой спектакль — они всякий раз будут отличаться друг от друга в зависимости от того выбора, который будут совершать зрители».

↑ Наверх