Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Сейчас родители диктуют школе, как учить и воспитывать

Возможно ли привлечь детей к сдаче норм ГТО

Подходят ли предлагаемые нормы ГТО для современных школьников? На этот вопрос мы попросили ответить учителя физкультуры одной из школ Петроградского района Михаила Черепова.

Фото: www.skola75-spb.ru

— Михаил Константинович, как вам нормы ГТО в проекте положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе?
— Не все нормы для школьников по тем дисциплинам, которые остались, были пересмотрены в соответствии с физическими показателями нынешнего поколения. Силовые просто переписали с нормативов 1985 года для серебра и золота. Например, первоклашкам надо подтянуться от 2 до 4 раз. Но сейчас это невозможно. Обычный городской ребенок, если он не ходил в детские спортивные секции (дети сейчас даже не гуляют, как раньше), не способен поднять свой вес в первом-втором классе. Я бы убрал систему оценок с первых четырех классов. Оставил зачет/незачет. И тогда учитель сможет лучше подготовить детей к выполнению норм ГТО.

— Но можно и ко второму классу детей натаскать…
— Да, если проводить только тренировочные уроки, натаскать могу. Но эти уроки детям будут неинтересны. И у них вообще пропадет желание заниматься спортом. Оно и так время от времени пропадает. Например, это уже закон, что ученики девятых классов показывают некоторые результаты, которые показывали в пятом классе. И здесь ничего не сделать — окружающий мир находит для них приманки поинтересней физкультуры. У меня класс: из 26 человек 11 освобождены от занятий спортом. Года достаточно, чтобы потерять форму. А другие, наоборот, занимаются, а потом выбирают физкультуру на промежуточных экзаменах в 9-м классе. Я сразу им не советую.

— Почему? Подтянулся, получил пятерку и повысил общий балл!
— Вы не видели новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). На экзамене кроме физических упражнений требуется отвечать на теоретические вопросы. Вот у меня с собой ФГОС для 5 — 7-х классов. Здесь целые блоки вопросов по технике безопасности, по физиологии человека, по теории спортивных тренировок, по истории видов спорта, по истории Олимпийских игр. Честно скажу: вопросы — жуть. Конечно, дети заваливаются на таком экзамене.

— А вы преподаете и теорию?
— Конечно. Как мы можем не преподавать госстандарты? Освобожденные не освобождаются от теоретических занятий. Должны слушать вместе со всеми. А теперь мы еще должны проводить третий урок физкультуры. Это нас начали подводить к сдаче норм ГТО. Здесь все от организации зависит. Нужны два зала, потому что классы и с двумя уроками в одном не помещаются. А если их нет? Иногда спасает рекреация. Но она есть не во всех школах. В результате на третьем уроке физкультуры в зале по два-три класса одновременно работают. Иначе никак. Летом проще: можно с одними заниматься на улице, а с другими — в зале. Я советую третий урок делать игровым. У меня ребята с третьего класса в лапту играют поролоновым мячом. Сначала не очень понимают, а в 7 — 8-м классе уже ждут этих уроков.

— Я помню себя. Я был бы счастлив от третьего урока физкультуры...
— Вы не забывайте, что есть еще и родители. Они сейчас такие — сами диктуют, что делать школе с их детьми: как учить, как воспитывать. Многие учителя уходят из школ из-за проблем с родителями. А как вы думаете? Мальчик Петя встал на лыжи в первый раз, вполуха прослушал урок по технике безопасности и разбил нос. Вы представляете, что могут сделать родители? Чуть ли не в спорткомитет идут жаловаться, если обращение к директору о наказании педагога не помогает. Да и дети не очень стремятся заниматься физкультурой. Вокруг ведь столько всего интересного. Интернет, например. Поэтому насаждать сдачу норм ГТО просто так нельзя.

— А как еще привлечь детей в спорт, к физкультуре?
— Надо их мотивировать.

— Как, например?
— Представьте, что значок ГТО добавит школьнику баллы к баллам ЕГЭ, в его портфолио. Вот это будет стимул. Или можно давать какие-то льготы родителям, чьи дети меньше болеют. А ребенок, который будет больше заниматься физкультурой, будет меньше болеть. Здесь прямая зависимость. Еще надо думать, где и как готовить детей. Есть дисциплины, которые в школьном спортзале не подготовишь. Да тот же бег на 1000 или 3000 метров. Ребят надо куда-то вести или везти — на стадион или в парк. 

А у них впереди — еще один урок. Где взять время? Тут очень серьезно думать надо, чтобы и комплекс внедрить, и детей не измучить, не отвратить от физкультуры.

↑ Наверх