Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

«Секрет»: юбилей не только за деньги

27 апреля бит-квартет впервые шагнул на сцену Ледового дворца

Этот зал даже мировые знаменитости нынче собирают с трудом, а тут своя, питерская группа, которая прекратила существование двадцать лет назад, собрала. Чудеса, да и только!

Впервые после 1988 года два основных секретовских автора — Максим Леонидов и Николай Фоменко — написали и играют несколько новых песен, хотя и старых их поклонникам вполне хватает. Вот таким неформальным, живым получилось 30-летие некогда ленинградских мальчиков в красных галстуках, а нынче седеющих мужчин в возрасте слегка за пятьдесят…

Николай Фоменко, музыка, стихи, бас-гитара, вокал:
— Что греха таить, за тридцатилетнюю историю «Секрета» были моменты, когда мы собирались потому, что приятели-бизнесмены подвигли! Проще говоря, дали денег, и мы не могли отказаться. Кстати, на первой странице моей книжки «Пламенный мотор» написано: «Деньги не пахнут!» Что скрывать: мы с удовольствием играем за деньги! Но в этот раз точно — не только за деньги. Наконец созрело то, о чем каждый из нас думал и говорил: воссоединяться стоит не для того, чтобы отметить очередную круглую дату, а для того чтобы написать новые песни. И вот впервые после 1988 года мы с Максимом написали новые песни, уже вышел мини-сингл «Секрет 30».

У каждого теперь своя жизнь, все другое. Тем не менее если люди вменяемы, то продолжают общаться цивилизованно, без истерик и битья посуды, — у них же общее дитя. Вот и мы словно в браке побывали. Даже если не звоним, то имеем представление, что с другими происходит. Напишет Макс новую пластинку — обязательно мне пришлет, и я буду биться головой на светофоре под эту музыку. Но старые записи «Секрета», извините, слушать не буду и вообще-то, когда у меня спрашивают: «К чему у вас больше всего лежит душа — к гонкам, телевидению, эстраде, театру?» — совершенно искренне говорю: «К дивану!»

Андрей Мурашов, барабанщик, автор и исполнитель хита «Сара Барабу»:
— 30 лет — хороший повод для воспоминаний. Мой друг еще со студенческих времен по пединституту, а теперь известный писатель, лауреат премии «Нацбест» Илья Бояшов давно предлагал мне помочь написать книжку про «Секрет». Но я и тогда, и сейчас говорю: нет, не возьмусь. У меня по жизни правило — либо говорить все, либо ничего, потому что полуправда никому не интересна, а уж мне-то она зачем. Хотя иногда думаю, что если бы я написал, то вполне возможно, это был бы бестселлер бестселлерович!

Да и многое уже Макс (Максим Леонидов. — Прим. авт.) написал в своей откровенной книге «Я оглянулся посмотреть…», где не обошел острые углы, молодец! Я думал, он не осмелится… И Фоменко тоже хорошую написал — «Пламенный мотор», хотя там про мотор намного больше, чем про «Секрет».

Максим Леонидов, композитор, поэт, певец, гитарист:
— Когда меня называют «злым гением «Секрета», «человеком, который развалил такой чудесный проект, уехав в Израиль, бросив друзей» и прочее, я лишь улыбаюсь. Меня вообще назвать злым нельзя, ну а гением и подавно (улыбается). Да, я вышел из игры в 1989 году. Но это была моя жизнь, моя история. Дело даже не в Израиле: просто мне показалось (я и сейчас думаю, что правильно показалось!), что дальше будет хуже. У нас начались конфликты, недомолвки, обиды. Если бы я не ушел, все равно бы «Секрета» не стало. Чуть раньше, чуть позже… 

«Секрет» ведь не придумывался каким-то искусственным путем, а расцвел сам по себе. Мы в начале 80-х слова-то «продюсер» не слыхали. Безусловно, каким-то ориентиром были для нас «Битлз», но о копировании не шла и речь. Мы же ничего не заимствовали — ни тексты, ни мелодии. Я и в нынешний, юбилейный тур вписался только потому, что все произошло, как в старые добрые времена: естественным путем. Мы вдруг почувствовали, что можем еще не только поиграть старые песни, но и новые написать, спеть, записать.

Андрей Заблудовский, гитара, вокал:
— После ухода Макса, а потом Фомы я долго оставался тем человеком, который наивно пытался воссоединить «Секрет». Остальные вроде не возражали, но, помню, после концертов 1997 года — 15-летия «Секрета» — меня не покидало ощущение, что это нужно только мне. Мной же двигала не просто ностальгия, а твердая уверенность, что вместе мы можем выстроить что-то новое. Но в конце 90-х не получилось. Истина была в том, что идея записи нового материала должна отстояться, созреть, а также в том, что не нужен нам никакой «дядька» — только мы сами можем хотеть или не хотеть быть вместе. Прошли долгие 15 лет, и вот все созрело, сошлось. Возвратился азарт, задор, покатились новые песни…

↑ Наверх