Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Серебро великой княжны и «выставка без выставки»

Большому дворцу в Петергофе исполнилось 300 лет

В феврале исполнилось 300 лет Большому дворцу в Петергофе. В связи с круглой датой журналистам презентовали юбилейную программу меро­приятий, рассчитанную на год. О некоторых предстоящих событиях сотрудники музея рассказывают лишь в общих чертах, но что-то из этой программы уже реализовано.

Февраль — прекрасная пора для посещения Большого дворца. Летом, чтобы сюда попасть, нужно много часов простоять в очереди.

В экспозиции дворца уже действует акция, неофициально названная кураторами как «выставка без выставки». Все экспонаты стоят на своих местах, но теперь в интерьерах появились подсказки — на какие детали следует обратить особое внимание. Эту функцию берут на себя наклейки на паркете (соответствующие всем параметрам безопасности), а также разные предметы — от куба до огромной подушки, — позволяющие посетителю сесть и как бы остаться наедине с тем уникальным предметом, который выбран кураторами (в обычное время в Большом дворце нет банкеток для публики ввиду большого потока туристов). Понять, что это за предмет, помогает специальный буклет, который бесплатно прилагается к билету во дворец.

— Задача этой акции — позволить посетителю по-новому пережить знакомую экспозицию, — сказала «ВП» Лариса Никифорова, начальник службы сохранения и изучения памятников ГМЗ «Петергоф». — По сравнению с тем же Версалем российские музеи остаются консервативными в смысле способа презентации экспонатов. Мы же захотели вовлечь зрителя в игру, перейти от торжественной атмосферы, от благоговения перед памятником — к личному взаимодействию с ним.

Например, вы на Парадной лестнице. Вы садитесь на черный куб, открываете буклет и с его помощью находите экспонат, заслуживающий особого рассмотрения. В данном интерьере это скульптура «Зима» по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. И благодаря буклету узнаете, что это — уникальный образец деревянной скульптуры эпохи Елизаветы Петровны, который удалось спасти во время Великой Отечественной. В обычном режиме экспозиции «Зима» нисколько не выделялась бы среди других аллегорий времен года, которые между тем не подлинники, а повторения.

В Тронном зале рассмотреть огромный портрет Екатерины II на ее любимом коне Бриллианте вам поможет черный «супрематический» трон, стоящий напротив старинного тронного кресла. Все «подсказки» не случайно воплощены a-ля Казимир Малевич. «Заигрывать» со стилем барокко современному художнику очень сложно, роскошь XVIII века все равно перекроет любое современное вкрапление. Зато черные дизайнерские фигуры нисколько не посягают на соревнование с царским убранством, а напротив — выгодно оттеняют его. 

ГМЗ «Петергоф» собирает «ольгинское серебро», когда-то ушедшее с молотка.

12 февраля публике впервые представили шесть предметов серебряного чайно-кофейного сервиза из приданого великой княжны Ольги, дочери Николая I, приобретенные в 2014 году.

— Торжество по случаю свадьбы великой княжны с Карлом I состоялось здесь, в Петергофе, в 1846 году, — рассказала Нина Буланая, заведующая отделом музея «Особая кладовая». — Приданое Ольги Николаевны включало в себя ювелирные украшения, экипажи, меха и очень дорогие серебряные сервизы, изготовленные специально к ее свадьбе. Недавно приобретенные нами предметы датированы 1839 годом, то есть до свадьбы было 7 лет. Этому не стоит удивляться, ведь приданое великим княжнам готовили заранее. В течение полувека сервизы хранились при дворе вюртембергских королей (Ольга Николаевна стала королевой Вюртемберга), а после были распроданы на аукционах.

В юбилейных планах руководства ГМЗ «Петергоф» — выставка, посвященная войне, научно-практическая конференция, Ночь музеев, которая в этом году будет проведена в Большом дворце по-особому. Кому-то это — вкупе с «выставкой без выставки» — покажется скромным. Но, как сказала «ВП» генеральный директор музея-заповедника Елена Кальницкая, к 300-летию дворца «Петергоф» не получил дополнительных дотаций, все мероприятия проводятся в рамках обычного бюджетного финансирования. Сервиз великой княжны «Петергоф» купил на свои деньги. А также следует отметить, что обещанные миллионы на Ропшинский дворец музей-заповедник пока не получил, хотя и оформил все требуемые бумаги.

Черные дизайнерские формы выгодно оттеняют имперскую роскошь.

↑ Наверх