Серебряного века силуэт...
Может, я сплю? Не совсем: это «Серебряный сон», и он — наяву. Ведь именно так называется театрализованное представление, развернувшееся на подмостках легендарного Литературно-артистического кабаре «Подвалъ бродячей собаки»
Сейчас — 1912 год. И даже не думайте смотреть на календарь в своем мобильном телефоне — его не существует. По одной причине: такую технику еще не изобрели. Зато прямо на ваших глазах Маяковский читает свое эпатажное «Вам!», меряя шагами сцену, за соседним столиком тень от тени, силуэт Анны Ахматовой, что-то строчащей на листах бумаги. И вот буквально минуту назад проезжавший мимо Шаляпин, даже отказавшись от «чашечки коньячку», исполнил «Песню Варлаама». А затем за рояль садится сам Рихард Штраус, заглянувший на огонек.
И когда в антракте вы выходите покурить, то тут же натыкаетесь на Владимира Маяковского, попыхивающего папироской.
— Ну как вам? — интересуется актер Мюзик-холла Федор Смольянинов, все еще находясь в образе. — Нужно бы рояль подвесить, но я думаю, сейчас не поймут! Позже!
— Потрясающе! — улыбаюсь в ответ я. — А каково быть Маяковским?
— Да отлично, — смеется он, — не мужчина, а «облако в штанах»! А так — главное, чтобы похож был! — И, оперативно туша сигарету, исчезает в направлении зала, антракт окончен. От себя скажу: похож! И еще как.
Маяковский сказал: «Антракт!».
Корреспондент «Вечернего Петербурга» не просто совершил путешествие во времени, но еще и задал несколько вопросов автору пьесы и художественному руководителю — поэту, музыканту и драматургу Ларисе Габитовой.
— Вопрос банален, но все же: что вас толкнуло на осуществление подобного проекта?
— Причина проста: у «Собаки» столетний юбилей, и к этому моменту я решила воссоздать атмосферу тех лет. Засев в Публичной библиотеке, я взялась за изучение мемуаров и исторических работ. Итог: невероятный объем материала, который просто невозможно уложить в формат полуторачасового представления. Иначе говоря, спектакля на три, а то и на четыре хватит! Мне очень хочется, чтобы «Собаку» вновь «посетили» все те замечательные люди, творившие в начале ХХ века.
Лариса Габитова — наш проводник во времени.
— «Серебряный сон» — это хронология событий или «один день из жизни» того времени?
— По большей части — ни то ни другое. Перед вами — собирательный образ событий и людей, принимавших в них участие в промежутке с 1911 по 1915 год. Некоторые свершения, которые вы можете наблюдать на сцене, имели место даже не здесь, но все эти люди бывали в «Собаке» и так или иначе связаны и с ней и друг с другом.
— Возникали ли сложности при реализации этого проекта?
— Помнится, когда я обратилась к дирекции литературного кафе, то мне чуть было не отказали, утверждая, что это невозможно: «Ведь здесь подобного никто не делал!» Слишком много актеров, слишком маленькая сцена… Но давайте вспомним героя того времени антрепренера Бориса Пронина, собственно и открывшего «Собаку», — он славился фантасмагорическими проектами и верил в невозможное. И как видите, его детище возродилось и существует до сих пор. В нашем же случае все получилось само собой, ведь даже режиссер-постановщик Ирина Кирпичева, только услышав о такой идее, сказала: «Давайте ставить!» — без каких-либо раздумий и колебаний.
Ахматова и Гумилев: трагедия отношений.
— Как вам кажется, какое значение данный проект имеет для культурной жизни Санкт-Петербурга?
— Для города он очень важен, ведь речь идет о возрождении культурного слоя, пусть и существовавшего на небольшом, с точки зрения истории, отрезке времени, но сыгравшего огромную роль в русской литературе. Более того, я бы выделила и «образовательную функцию»: многие люди, в том числе и мои знакомые, приводившие на представление своих детей в возрасте 15 — 16 лет, с удивлением отмечали, что, побросав свои приставки и компьютеры, они брались то за томик Маяковского, то за Ахматову и начинали читать. И фокус весь в том, что воспринимать авторов «обязательной школьной программы» с точки зрения сухого текста учебника — это одно, но осознавать, что они были такими же людьми, как и мы, — совсем другое.
— Ввиду небольшого помещения «Собаки» — планируете ли расширяться?
— Существует идея вывода проекта на телевидение в формате телеспектакля. Учитывая то, что мы ставим спектакль 2 — 3 раза в месяц и каждый раз имеем аншлаг, хотелось бы реализовать его и на большой сцене, но, опять же, требуются не просто стандартные ряды сидений, а столики, как в кабаре, чтобы сохранить ощущение места.
Шаляпин коньячку не отведал, но «Песню Варлаама» спел.
— 10 февраля исполняется 175 лет со дня смерти Пушкина. Не могли бы вы, как обладатель Золотой пушкинской медали «За сохранение традиций в русской литературе», сказать, актуально ли его творчество сейчас и что оно для нас кроме как наследие великого поэта?
— В детстве, заучивая наизусть стихи Пушкина, мы лишь запоминаем красивые слова, не вникая в мысли, которые они несут. И только со временем к нам приходит постижение смысла, заключенного в них. Как для детей, так и для взрослых в любую эпоху творчество Пушкина будет важно — свет, который несут его стихи, наводит порядок в наших душах. Ведь по сути своей оно является стопроцентной кристаллизацией чистоты.
Подготовил Алексей БЛАХНОВ
Фото Александра ЦКАЕВА