Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Сергей АЛИЕВСКИЙ: Чтоб у нас было как в Буэнос-Айресе

Корреспондент «ВП» выведал у специалиста про танго все, что вы хотели узнать о нем, но не знали, у кого спросить

6 и 7 апреля в Театре-фестивале «Балтийский дом» пройдет фестиваль «Tango Abril». Это по-испански, а по-нашему попросту — «Танго в апреле». Тут можно будет посмотреть и на горячих аргентинцев, и даже, при желании, самому закружиться в танго с подругой, женой или таинственной незнакомкой. В преддверии этого праздника весны и любви гостем «Вечёрки» стал организатор фестиваля, продюсер и преподаватель аргентинского танго Сергей Алиевский (Бостон, США).

Танец бедных кварталов

— Сергей, раз уж мы собрались говорить об аргентинском танго, давайте кратко напомним о его истоках.
— Все началось в конце XVIII — начале XIX века в Буэнос-Айресе. Сперва был некий ритмический танец, потом в бедных районах сформировалось и собственно танго. Мы бы сейчас не узнали его: это было нечто смешанное, африканско-польское.

Богатый класс такое не танцевал. 

Но затем некоторые аргентинцы приехали в Европу и распространили танго среди людей из высшего общества. А после, в 20‑е годы XX века, танго возвращается в Аргентину — и вот тут уже попадает в хорошие кабаре. 

В 1983-м шоу «Танго Аргентино» привезли в Париж. И это был настоящий бум. Произошел подъем аргентинского танго во всем мире — от Нью-Йорка до Токио. Он продолжается до сих пор. А в последнее десятилетие танго распространилось в Восточной Европе, в постсоциалистических странах и в России. 

— Когда вы сами стали заниматься танго? 
— Я окончил в Политехе факультет радиоэлектроники. Но понял, что радиоэлектроника — не мое! Я занимался бальными танцами. А в 2003 году, живя в Америке, посмотрел шоу «Танго Аргентино». И стал искать, у кого учиться. В Нью-Йорке никого не нашел. Приехал в Питер и обнаружил объявление, что здесь аргентинское танго уже преподают. Подумал: «Ничего себе! Россия впереди планеты всей». 

Ну а в 2004-м я уже был в Буэнос-Айресе  — и тогда увидел, что это такое на самом деле.

В России учат танцевать в открытом объятии. А чтобы танго было по?настоящему аргентинским, партнерам надо обняться гораздо теснее и жарче..

Можно начинать хоть в 90 лет

— А почему у нас бум танго случился только теперь?
— У людей наконец появились деньги, возможность выехать за рубеж. На обучение ведь нужно потратить достаточно много. Пять — десять тысяч долларов — на преподавателей, поездки на фестивали. Считаю, если человек накопил на отдых в Египте тысячу — полторы долларов — он вместо этого может купить билет в Аргентину. А уж если туда съездил однажды — он жить без Аргентины не сможет.

— В каком возрасте берутся за танго?
— В танго можно войти хоть в 90 лет. В 2003 году на милонги (танцевальные вечера) ходили люди 50 — 60 лет. Потом, в 2004‑м, распространилось движение «танго нуэво» — новое танго. Это более или менее вольный, необязательный стиль — можно делать свободные, размашистые движения. У музыки тоже свободный ритм. Его стала танцевать молодежь.

Но дело в том, что танго нуэво вошло в противоречие с исходной идеологией танго. Всякие границы исчезли, и люди, пользуясь свободой самовыражения, начинали мешать друг другу. 

Иной раз смотришь на площадку и ужасаешься тому, что там происходит, — гимнастика в духе сальсы и рок-н-ролла. И пошла обратная тенденция.

Три минуты с незнакомой женщиной

— Что все-таки их всех тянет в танго?
— Многие женщины, которые сейчас должны активно зарабатывать деньги, чувствуют, что им не хватает женского начала. Они хотят себя иногда почувствовать «ведомыми». А в танго роли «ведущего» и «ведомой» как раз четко разделены, и женщина всегда позволяет себя вести. Таковы правила игры.

Ставка делается на увлеченность людей танцем.

Кроме того, сейчас даме почти некуда выйти, показать себя. А тут можно одеться на милонгу. У тангеры — 10 — 15 пар обуви! 

— Ну а что с мужчинами?
— Мужчины у нас почему-то очень косные. Кроме того, не уверены в себе. Часто боятся приглашать женщин на танец. Но вот в танго-то как раз не принято отказывать. Обычно мужчина предлагает танец, а женщина соглашается — если были предприняты правильные шаги. Есть так называемое кабесео — ты должен встретиться с ней глазами и спросить разрешения. Если «да» — подходишь и приглашаешь вслух.

У нас в России люди вообще по возможности стараются не встречаться глазами. Тела тоже держатся на расстоянии. Меня-то всегда привлекало, что ты на три минуты с незнакомой женщиной оказываешься в очень близком контакте. В России, как я вижу, учат танцевать в открытом объятии, на расстоянии. А в Аргентине с десяти лет танцуют, прижавшись телом и головой, и ничего в этом такого не видят. 

— Вот вы про все эти объятия рассказываете... Интересно, клуб танго действует и как клуб знакомств?
— Конечно. На милонги люди часто ходят именно знакомиться. А я думаю, для семейных правильный вариант — идти на милонгу парой, с супругом. Правда, партнеров приходится регулярно менять...

— Разве жена будет спокойно смотреть, как муж с другой женщиной танцует, да еще обнявшись?
— Так в этом и есть своя прелесть! Никто там никого не ревнует — ведь танец подразумевает смену партнеров. В отличие от бальных танцев, где ты с одной партнершей готовишься и приспосабливаешься к ней. В танго важнее социальная составляющая.

Не хватает праздника

— От чего зависит дальнейшее развитие нашего танго-движения?
— От личного отношения. Какие учителя будут популяризировать, насколько это будет увлекательно. Я говорю об этом, потому что в Питере пока все-таки не хватает праздничности. В Москве милонги проводят в красивых местах, люди там хорошо одеты...

А в Петербурге «раскрутить» на милонгу хороший ресторан трудно, потому что не слишком богатые тангеро — публика для ресторана не очень интересная.

— Как же вы собираетесь продвигать свой фестиваль? Уверены, что публика придет?
— Это эксперимент. Когда мы его проведем — уже точно будем знать, что нужно для следующего фестиваля.

Сейчас мы рассчитываем переломить инертность публики. Во-первых, надеемся на танго-сообщество — это человек 500. А кроме того, у нас тут будут разные интересные вещи. Выступит, например, балет Валерия Михайловского со специальным групповым номером. Будет играть аргентинский ансамбль «Alejandro Ziegler Quartet». Выступит шикарный аккордеонист Яша Карманов со своей группой, покажут номер аргентинцы Маурицио Гелло и Мартин Мальдонадо.

— А еще из тангеро кто будет?
— Ну, например, призеры чемпионата Европы Артем Майоров и Юлия Осина. И чемпионы мира 2008 года Даниэль Накучио и Кристина Сосса. Они же перед началом фестиваля, в 18.00, дадут бесплатный мастер-класс. После шоу, с 22.30 до 5 утра, будет Ночной салон. Милонга, дефиле, викторины.

— Если все пройдет хорошо — будете продолжать в следующем году?
— Да, в 2013-м  надеюсь привлечь европейских участников. В Европе из-за кризиса сейчас все дорого. А вот Петербург сравнительно недорог, и это как раз может стать привлекательным фактором. Хочется, чтобы «Танго в апреле» стало ежегодным питерским явлением. Как в Буэнос-Айресе. 

Там, во-первых, на концерт билеты всегда дешевые. Во-вторых, там царит теплая, человечная атмосфера. Человек на сцене всегда в контакте с публикой. Люди никуда не спешат. Это стиль жизни. 

А у нас тут люди все время напряжены и не умеют отдыхать и получать удовольствие. Надо это как-то менять.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх