Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Сергей Баневич: В Северной столице нужен памятник Чайковскому!

Петербургский композитор получил премию Глинки

Автор опер для детей, среди которых любимая малышами и взрослыми «История Кая и Герды», музыки к нескольким десяткам кинофильмов и прославленного хита «Дорога без конца» 12 сентября получил премию имени Глинки за лучшую музыку к новому фильму Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне».

Сергей Баневич — автор музыки к десяткам кинофильмов.

Премии вручали в Смоленске на торжественной церемонии закрытия VII Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс». Несмотря на свою относительную молодость — фестиваль проводится лишь в седьмой раз, — смоленский киноконкурс уже приобрел немалую известность и популярность среди поклонников серьезного кино.

Фильм «Две женщины» с известным британским актером Рейфом Файнсом в главной роли, уже представленный в начале августа этого года на выборгском кинофоруме «Окно в Европу», кроме музыкальной премии получил Гран-при фестиваля — «Бриллиантового Феникса» — и премию Марии Тенишевой («Лучшему продюсеру», Наталья Иванова). В истории «Золотого Феникса» такого обилия призов не собирала еще ни одна картина.

Для Веры Глаголевой это третий Гран-при «Золотого Феникса». Высшей награды смоленского кинофестиваля уже удостаивались ее фильмы «Чертово колесо» (2008) и «Одна война» (2009). Что же касается премии «За лучшую музыку», то в прошлом году ее удостоилась известная рок-певица и композитор Земфира Рамазанова за музыку к фильму Ренаты Литвиновой «Последняя сказка

Риты», а до этого Глинковскую премию получил Эдуард Артемьев за музыку к «Тихой заставе» Сергея Маховикова. Лауреат нынешней премии имени Глинки Сергей Баневич не смог лично присутствовать на церемонии вручения призов, зато не отказался встретиться с нашим корреспондентом «ВП».

— Сергей Петрович, присуждение премии Глинки стало для вас неожиданностью?
— Конечно. Однако мне было очень приятно прежде всего увидеть свое имя рядом со святым для меня именем великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. И сам фильм ведь снимался в усадьбе Глинки в селе Новоспасское в Ельнинском районе Смоленской области. Музыка к «Двум женщинам» — не первая моя работа с замечательным режиссером и прекрасным человеком Верой Глаголевой.

Я уже имел честь озвучивать ее картину «Одна война», музыку к которой я отношу к моим скромным достижениям. Кстати, замечу, что Веру Глаголеву особенно любят у нас, в Ленинграде, — нас пленяет ее беззащитность и трогательность. Я сейчас говорил о Глинке и, пользуясь случаем, хотел бы обратиться к губернатору Петербурга. У нас в городе есть памятник Глинке, есть памятники Римскому-Корсакову, Тургеневу, Гоголю. Но трагически не хватает памятника Петру Ильичу Чайковскому, имя которого крепко связано с Петербургом. В 1980-е годы я входил в комиссию по установке памятника Чайковскому работы выдающегося скульптора Аникушина. Мы жили по соседству, и когда он меня встречал, говорил с укором: «Сережа, ну что же ты не можешь слово сказать! Памятник уже готов, а у них места нет! Ну сделай что-нибудь»… Впервые деньги на памятник Чайковскому стали собирать еще в 1914 году, тогда помешала война. Причиной же неудачи нашего проекта стала не нехватка денег; доводом послужило якобы отсутствие места для

Чайковского в нашем городе. Я взял бы на себя смелость указать на совершенно безукоризненное, на мой взгляд, с градостроительной точки зрения место: в створе улицы Глинки в саду перед Никольским собором. Я уже писал об этом в 1993 году, в год столетия со дня смерти Чайковского, в опубликованной тогда статье «Сто лет одиночества».

— Сергей Петрович, я знаю, что, хоть вы и далеки от политики, вы написали гимн Новороссии, о чем уже сообщалось в городских СМИ…
— Настоящий гимн невозможно написать по заказу, гимнами становятся песни, которые больше всего отвечают духу народа и его чаяниям. Вспомните «Марсельезу» — она была написана как революционная песня, но и по сей день звучит как официальный гимн Французской Республики. Какая песня станет гимном, а какая нет, должен решать народ, а не правители.

— А что вы вообще думаете о соотношении искусства и политики в современном мире?
— Отношения между искусством и политикой не всегда отличаются адекватностью и справедливостью. Искусство и политика часто спорят друг с другом. В 1975 году к 30-летию со Дня Победы Давид Тухманов написал свою великую песню «День Победы». Чиновники, они же политики, шарахнулись от этой гениальной музыки, как черт от ладана. Почему о победе — в миноре, кто он такой, он же не воевал и т. д. И кто же победил?

— А современная эстрада способна выдать нечто сопоставимое с «Днем Победы» Тухманова?
— Дело в том, что песни тех лет никогда не писались за деньги. Давайте возьмем несколько имен: Василий Соловьев-Седой, Исаак Шварц, Андрей Петров, Вениамин Баснер, Марк Фрадкин. А те песни, которые большей частью существуют в нашем телевизионном аду со всякими братками, приблатненностью и гламуром, просто невыносимы. Как сказал Ключевский, было бы сердце, а печали найдутся. А вот когда нет сердца, печали искусственны, как будто бы взяты из пробирки.


↑ Наверх