Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Сергей Чиграков: В Интернете и без меня клоунов хватает

Солист «Чиж & Со» поговорил с «W» о социальных сетях, молодых исполнителях и школьных уроках музыки

Минувшей зимой, в феврале, Сергей Чиграков отпраздновал 50-летие, так что каждый концерт его группы в этом году можно расценивать как юбилейный. Именно на таком выступлении «Чиж & Со» в петербургском клубе «Джаггер» на прошлой неделе побывала наш журналист, чтобы взять у Чижа эксклюзивное интервью для читателей «W».

Фото: с официального сайта группы «Чиж & Со»

Несложно представить, что творилось в переполненном зале во время исполнения хитов Чижа (а у него почти все песни — хиты): радостные вопли и подпевания сменялись меланхолично покачивающимися огоньками зажигалок. На песнях о любви танцевать принимались даже официантки в парах с охранниками. А в финале во время исполненной на бис «Вечной молодости» и вовсе было не ясно, кого слышно лучше: исполнителя или подпевающий зал. После концерта Чиж, не доходя до гримерки, устало выдохнул: «Как хорошо», — и плюхнулся на диван. Тут его и поджидала наш журналист.

— Сергей, вы только что на бис спели «Вечную молодость»: «В каморке, что за актовым залом, репетировал школьный ансамбль...» Хит ваш вечен, а вот обязательный урок музыки в школах нынче отменили. Что об этом думаете?
— Думаю: интересно, а что дальше отменят? Литературу? Да зачем она нужна? Или вот изо. Изобразительное искусство! Разве не бесполезный урок? Но совсем другое дело — урок ОБЖ! Вот предмет так предмет! Надо бы ему посвятить ежедневно не меньше двух часов... Ну что тут сказать? Идиоты они — те, кто отменил. Детям нужно все — и литература, и рисование. Музыка и вовсе одна из первых нужна. Спорт нужен. А вот Интернет не нужен. Абсолютно не нужен, я считаю.

— Вы и сами в социальных сетях не зарегистрированы...
— Потому что там и без меня хватает клоунов. Я достаточно отрицательно к этому всему отношусь.

— Почему?
— Потому что есть живое общение, а есть вся эта эфемерная чушь с попытками заменить реальность каким-то бредом. Ладно бы в Интернете сидели люди пожилые, которым из дома выходить уже сложно, а тут в Сети они с какими-нибудь родственниками из Рязани пообщаться могут. Но сидят-то там девчонки четырнадцатилетние. Сидят и вопят: «Я любовь нашла, он с Владивостока». А потом эта «любовь» ей пишет: «Иди-ка ты в...», и она, дура, в окно из-за этого выбрасывается. Вот так дурь.

— Но благодаря Интернету молодым исполнителям стало проще начать карьеру, поделиться своим творчеством со слушателями...
— Кто вам это сказал? Ничего не изменилось, и условия для старта группы прежние. Какими они были, такими и остались. Раньше через кассеты распространялись, потом — через диски, теперь — в Интернете. Нет никакой разницы. Носитель не имеет значения. Важно, что ты делаешь и как.

—  А вкусы слушателя? Они ведь меняются. Растет популярность массовой культуры. Вас не раздражают все эти макcимы и димы биланы?
— О вкусах не спорят. Тут уж, как говорится, кто на что и как учился. Лично меня ничего не раздражает. Я всегда говорю себе: ты, наверное, не дорос еще до этой музыки, старайся, учись... Что касается попсы, я ее просто не слушаю. Телевизор не смотрю. На модные концерты не хожу. Не знаю и не хочу знать.

— Кого бы вы выделили среди молодых музыкантов?
— БГ. Да-да, Бориса Гребенщикова. Хотите сказать, что он не молод? Еще как молод! Да и почему мне обязательно должны нравиться какие-то начинающие группы? Я за старое, доброе, проверенное.

— Как реагируете на просьбы о помощи от начинающих?
— Я помогаю. Просто беру и помогаю.

— Что, всем обратившимся?
— Если любому помогать, то концерты давать некогда будет. Я, конечно, не считал, сколько таких обращений поступает, но их немало. Тут уж как судьба сведет. Если свела, значит, надо поддержать.

— И как поддерживаете? Раскручиваете? Советы даете?
— Для раскрутки есть такая игрушка — юла, а я поддерживаю, и не только советами. Но зачем хвастаться? Не хочу я говорить о том, что, как, когда и кому.

— Возвращаясь к «Вечной молодости»: что чувствуете, когда исполняете эту песню? Не надоело ли за столько-то лет?
— Нет, не надоело. Я не задумываюсь об этом. Но исполнение точно не происходит на автомате. Я пою — и все, и мне это нравится.

Беседовала Ирина Панкратова
↑ Наверх