Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Сергей Мигицко: Зелени много не бывает!

В Михайловском саду прошла акция «Древо жизни». Известные люди Петербурга посадили в нем семнадцать новых деревьев

В садах, принадлежащих Русскому музею, прошли сразу две торжественные церемонии. Сначала два старинных дуба, один из которых находится в Летнем саду, а другой в Михайловском, получили сертификаты, подтверждающие их статус памятников живой природы. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и директор Русского музея Владимир Гусев открыли рядом с дубами памятные таблички. А сразу после этого в Михайловском саду были высажены семнадцать молодых деревьев — дубов, лип, кленов, вязов, рябин. Вместе с губернатором и директором музея их сажали известные петербургские ученые, артисты, спортсмены, представители бизнеса…


Сначала должное внимание было оказано зеленым «мафусаилам». Их на попечении Русского музея два — дуб в Летнем саду, которому, по прикидкам ботаников, почти 350 лет, и дуб на Масляном лугу Михайловского сада, который чуть помоложе — ему «всего лишь» 278 лет.

— 350 лет — это трудно себе вообразить, но это правда! — сказал, стоя перед дубом в Летнем саду, директор Русского музея Владимир Гусев. — Дуб помнит еще молодого Петра. Ученые-дендрологи, не только из Петербурга, но и из Москвы, установили его возраст с точностью до нескольких лет, исследуя керн из ствола дерева.

Интересная деталь — движение на оживленном перекрестке дорог между Летним садом, Марсовым полем и Мойкой не перекрывалось. Губернатор вместе со всеми терпеливо ждал, когда включится зеленый свет на светофоре.

В Михайловском саду у дуба, который по сравнению с 350-летним «старцем» из Летнего сада, по словам Владимира Гусева, «со своими 278 годами еще просто мальчик», церемония повторилась.

Ну а затем началось самое интересное — посадка молодых деревьев. Именно это стало главным моментом акции «Древо жизни», проводившейся Русским музеем.

— Нам нужно сажать новые деревья взамен тех, чей срок жизни вышел. К сожалению, финансирования на это в федеральном бюджете не заложено, — сказала корреспонденту «Вечёрки» хранитель садов и парков Русского музея Ольга Черданцева. — Поэтому у нас и возникла идея: использовать акцию по признанию деревьев памятниками живой природы для привлечения спонсорских средств для того, чтобы посадить новые деревья. И это получилось!

По словам Ольги Альбертовны, практически все, к кому музей обратился, с радостью согласились приобрести саженцы деревьев в немецком питомнике и принять участие в их посадке. Это и Мариинский театр, и футбольный клуб «Зенит», и различные петербургские компании.

Среди тех, кто сажал деревья в различных уголках сада, наряду с Георгием Полтавченко и Владимиром Гусевым — народные артисты России, прима-балерина Мариин­ского театра Ульяна Лопаткина, звезды театра и кино Михаил Боярский и Сергей Мигицко, архиепископ Петергофский Амвросий, футболисты «Зенита» — Андрей Аршавин из нынешнего состава и Вадим Храповицкий из ветеранов.

За всеми участниками действа, проходившего одновременно и в уголке сада, примыкающем к Садовой улице, и возле берега Мойки, и перед северным фасадом Михайловского дворца, и ближе к Спасу-на-Крови, угнаться было просто невозможно. Тем не менее с некоторыми из «садовников» корреспонденту «Вечёрки» поговорить удалось. Все они были взволнованы и не скрывали своих эмоций.

«Природа возрождает человека»

Вот что сказала Ульяна Лопаткина (на фото в центре, с группой поддержки из Мариинского театра):

— Посадить дерево в Русском музее (а ведь Михайловский сад — один из его залов под открытым небом) — для меня большая честь. Ведь природа в жизни человека занимает важное место. Все горожане, которые выезжают на природу, понимают, насколько она восстанавливает человека, возрождает и вдохновляет его, — продолжила прима. — У нас во дворе дома на Садовой, где я живу, растет клен. Сейчас он желтеет — и даже если пасмурно, во дворе все равно солнышко.

Интересно, что для Ульяны дерево, посаженное в Михайловском саду, — первое в жизни. 

«С деревом хорошо молчать и думать!»

А у друга и коллеги Мигицко, Михаила Боярского, дача есть. И он может считать себя садовником со стажем. 

— Я до этого посадил деревьев тридцать, из них десять удачно, — «по секрету» поведал Михаил Сергеевич. — Дай бог, чтобы липа, которую я высадил, прижилась, росла здоровой и ветвистой. Думаю, она поселилась здесь надолго, к ней будут приходить мои внуки, а может быть, еще и дети внуков. А вообще я обожаю деревья, — заключил Михаил Боярский. — Я могу смотреть на них долго, как на огонь или на воду. Ведь дерево — живое. И все время разное. С ним хорошо вместе молчать и думать.

«Чем больше зелени, тем лучше!»

Андрей Аршавин был, как всегда, с прессой краток: 

— Я рад, что посадил дерево в Михайловском саду, рад, что ветераны приняли в этом участие. Потому что дубы, о которых сегодня говорили, помнят еще кареты, помнят еще мушкетеров. (Видимо, в этот момент Аршавину попался на глаза Михаил Боярский. — Прим. автора.) Поэтому я думаю, что это хорошая традиция: чем больше деревьев и зелени будет в нашем городе, в его центре, тем лучше будет всем нам, кто родился и живет здесь.

Сергей Мигицко только что посадил деревце

«Дерево — это жизнь»

Сергей Мигицко слегка опередил Ульяну Лопаткину: для него это дерево уже второе. Первое он посадил год назад в Удельном парке на базе «Зенита».

— Для меня дерево — это жизнь. Это сила, это энергия, это оптимизм, — пояснил Сергей Григорьевич. — В детстве я жил в Одессе, у нас возле дома был садик, мои родители, бабушка в нем работали, и я помню, как помогал — носил воду, что-то поливал, рвал сорняки. Дачи у меня, как и у Ульяны, нет, но я с удовольствием берусь за садовые инструменты, если выдается возможность.

Дерево Сергей Мигицко сажал вместе со своим другом Владимиром Касьяненко, руководителем компании, занимающейся морской логистикой.

— В том, что мы с ним сажаем дерево в Петербурге, в Михайлов­ском саду, есть нечто астральное, — огорошил артист. — Мы с Володей оба черноморцы, только он из Туапсе. Так что это наш подарок Балтике от Черного моря.

По словам Мигицко, в Санкт-Петербурге зелени становится с каждым годом все больше, «хотя много ее не бывает». А озеленение города поможет в какой-то степени компенсировать одну из главных проблем — то, что город задыхается (в том числе и в прямом смысле этого слова) в автомобильных пробках.

Владыка полил и освятил деревце.

«Где человеку отдохнуть душой?»

В заключение удалось поговорить с архиепископом Амвросием, который наравне со всеми сажал свое дерево. 

— Для меня это работа привычная, — пояснил владыка. — В семинарии вместо физвоспитания у нас были работы по хозяйству. 

А полив только что посаженное дерево и освятив его, владыка объяснил важность того, что было сделано в этот день:

— Куда стремится человек, чтобы отдохнуть душой? Ну конечно, на природу. Природа — это та естественная среда, которую бог дал человеку для рачительного использования, возделывания и поддержания красоты и умножения ее богатств. Поэтому то, что сегодня проходило в Михайловском саду, — это пусть маленький, но тем не менее очень важный вклад в жизнь нашего замечательного и красивого города. Города, который где-то утопает в зелени, а где-то, может быть, ее не хватает. Но я уверен, что каждый горожанин, который узнает о сегодняшнем событии, по крайней мере хотя бы немножко задумается о важнейших вещах в его жизни. Не случайно ведь говорят, что посадить дерево, равно как и построить дом и родить и вырастить ребенка, — это есть такая программа-минимум в жизни каждого человека. Первым садовником был Господь Бог. Ведь именно он, как гласит Книга Бытия, насадил райский сад и поселил туда людей, заповедовав им вкушать от Древа жизни. Поэтому не случайно, что прекрасная программа — умножение зеленого убранства города — носит такое символическое название, — заключил владыка Амвросий.

↑ Наверх