Сергей Паршин: Я никогда не мечтал сыграть Гамлета!
28 мая народный артист России, вот уже сорок лет работающий в Александринском театре, отметил 60-летие
Накануне юбилея мы поговорили с народным артистом России о театре, магии сцены, профессиональной этике, смысле жизни и любви.
— Сергей Иванович, чему учили вас ваши педагоги и чему спустя годы учили своих студентов вы?
— Мои педагоги — Василий Васильевич Меркурьев и Ирина Всеволодовна Мейерхольд — в первую очередь учили нас уважительно относиться к своей профессии и к театральному костюму. Они говорили нам: «Когда ты приходишь в театр, ты должен переобуться и прийти на репетицию в сменной обуви и в репетиционном костюме. Нас учили тому, что после спектакля актер обязан прийти в гримерку и не бросать свой театральный костюм, а аккуратно все повесить на соответствующие вешалки: на тоненькую — рубашку, на деревянные плечики — костюм и брюки. Это то, что я на протяжении 40 лет делаю не только в театре, но и в кино. Этому я учил и своих студентов и надеюсь, что они так и живут. Надо относиться уважительно к тому месту, где ты работаешь.
— Сцена может не принять и отвергнуть актера?
— Это мистический вопрос. Тем более когда вопрос касается сцены Александринского театра. Сцена большая, и, казалось бы, на этой сцене должны играть только рослые актеры, под метр девяносто, с сильным голосом. Но как показывает история и практика, на этой сцене прекрасно работали артисты совсем невысокого роста. Как это объяснить? Сцена сама решает, кого принимать, а кого отвергать. Если бы можно было выйти на сцену и спросить ее: «Почему ты так поступаешь?» — она, наверно, не ответила бы. Меня эта сцена приняла — я работаю в театре уже 40 лет и счастлив.
— Как должны складываться отношения в театре между актерами?
— Должны быть профессиональная этика и дисциплина. Когда я пришел в театр, здесь работали Александр Борисов, Юрий Толубеев, Василий Меркурьев. Они вели себя с нами так, как подобает старшим коллегам-наставникам. Могли выслушать от нас анекдоты и пошутить сами. Но дистанция всегда оставалась. Так должно быть. Сейчас все размыто, молодые иногда даже не здороваются. Старшие коллеги тоже играют в какую-то псевдодемократичность, а потом это оборачивается тем, что молодой актер может подойти и похлопать тебя по плечу! В театре не должно быть такого.
— Кто из сыгранных персонажей более всего похож на Сергея Паршина?
— В каждой роли что-то есть от Паршина Сергея. Так было в спектаклях «Зеленая птичка», «Вечерний свет», «Унтиловск», «Ревизор», «Живой труп». Но больше всего — «Дядя Ваня»! Именно такой дядя Ваня, каким его трактовал и сделал режиссер Андрей Щербан.
— Как вы проводите время после спектакля?
— Я люблю после спектакля поговорить на кухне о том, как прошел спектакль, с супругой — Натальей Ивановной Кутасовой (актрисой Театра на Васильевском. — Прим. авт.). У меня происходило так и с первой женой, которая умерла семь лет назад. А сейчас я очень благодарен Богу за то, что на моем пути встретилась Наталья Ивановна!
— В спектакле «Счастье» вы играете роль папы. В жизни удалось сыграть эту роль?
— В спектакле «Счастье» я встал на табуретку в 60 лет. Я надеваю костюм, который весит 40 кг! Но я легко иду на эксперимент. В жизни роль папы играть сложнее. У меня два сына. Со старшим, Ваней, — он тоже актер Александринского театра — мы понимаем друг друга, а с младшим, Сашкой, немножко разошлись. Он не артист, и мы по-разному смотрим на жизнь. Но я думаю, что это временно.
— Продолжая тему отцовства, вы не думали о роли короля Лира?
— Мне кажется, рановато еще короля Лира... У меня мечта была — хотел сыграть Макара Нагульнова в «Поднятой целине», но время ушло, и «Поднятую целину» уже никто и никогда ставить не будет. А вот короля Лира…
— Есть вопрос, который вы постоянно сами себе задаете?
— «Сколько осталось и что мне нужно успеть сделать? И успею ли?» И как ни странно: «Как это будет происходить?» Иногда думаю: изменил бы я что-нибудь в жизни, если б можно было все начать сначала?
— На вопрос про смысл жизни ответили себе?
— Смысл жизни — в самой жизни. Как ты ее проживешь, зависит от тебя. У врача смысл жизни — победить рак, у педагога — чтобы его ученики стали настоящими людьми. Актер мечтает сыграть Гамлета, хотя я никогда не мечтал сыграть Гамлета.
Сергей Паршин и Александра Большакова в спектакле «Живой труп».
— Есть ли вопрос, на который вы хотели бы ответить, а я вам его не задала?
— Нет, таких вопросов нет… Хотя, есть: когда я выберусь на рыбалку?
— То есть на вопрос, о чем мечтает Сергей Паршин накануне юбилея, можно сказать: выбраться на рыбалку?
— Сначала юбилей провести достойно, а там и на природу, в лес. Я рыбалку очень люблю. Наверно, в прошлой жизни был человеком природы.
— Каков вечерний Петербург Сергея Паршина?
— Мой вечерний Петербург разный в разное время года. Зимой — это когда светло от снега, мало машин и падает крупный снег. Весна — это белые ночи. Лето — цветение каштанов. Осень — желто-красный Питер! Это красота, которая помогает жить. Вечерний Петербург — это источник сил, вдохновения и уверенность в том, как сильно тебе повезло, что ты живешь в таком красивом городе.
— Любимый анекдот Сергея Паршина?
— Под сценой сидят трагик и комик. Наверху в театре отмечают чей-то юбилей: банкет, тосты. А у трагика с комиком декорационный столик, бутылка маленькой, пара бутербродов с колбасой. Наверху весело, шумят. Трагик смотрит наверх: «Не позвали. Забыли…» Комик: «Да… Не позвали… Помнят».
Фото из спектакля Счастье в роли Папы
Досье
Сергей Паршин в 1973 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. На сцену Александринского (тогда Пушкинского) театра впервые вышел еще студентом мастерской Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд — весь курс был занят в спектакле «Последняя жертва». После окончания института молодой артист был принят в труппу театра. Одной из первых по-настоящему ярких творческих удач стала роль Труффальдино в спектакле «Зеленая птичка» (1976). Среди его персонажей были столь несхожие между собой: Джордан («Аэропорт», 1977), Баннинг Кук («Рембрандт», 1977), Редкозубов («Унтиловск», 1978), Кудашев («Тринадцатый председатель», 1980), Боркин («Иванов», 1981), Белан («Мелодия для павлина», 1983), Филург («Лисистрата», 1989), Скотинин («Недоросль», 1990) и другие.
На сцене Александринского театра Сергей Паршин сыграл около 80 ролей. Бесспорной творческой удачей артиста стала роль Городничего в спектакле Валерия Фокина «Ревизор» (2002). За эту роль Сергей Паршин был удостоен Высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» и Государственной премии России (2003).
Широкой зрительской аудитории артист известен по фильмам «Зимняя вишня», «Россия молодая», «Макаров», «Зеркало для героя», «Страстной бульвар», «Пока гром не грянет» и другим. Он успешно работал на петербургском радио и телевидении, вел популярную детскую передачу «Сказка за сказкой». Его голосом заговорили знаменитый граф Дракула и Стивен Сигал, герои популярных латиноамериканских «мыльных опер».
С 2008 года является председателем Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей России.
В 2006 году Сергей Паршин был награжден орденом Почета.
Беседовала Ирина ЗАВГОРОДНЯЯ, фото Алексея РОЩИНА
Метки: Гость «Вечёрки» Подмостки Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов