Сергей Сельянов: Петербург — это аккумулятор необыкновенный!..
Известный сценарист и продюсер — о проблеме хороших идей в кино, необходимости привлечения иностранных специалистов и о красоте Северной столицы
О современном российском кино спорить принято последние лет 25. Почему так мало хороших фильмов? А где талантливые режиссеры? Когда нам ждать пополнения золотой коллекции кинематографа? За ответами на эти вопросы корреспондент «Вечёрки» отправился к самому авторитетному мэтру «важнейшего из искусств» — Сергею Сельянову, руководителю кинокомпании «СТВ».
Хорошего всегда мало
— Сергей Михайлович, в своих высказываниях и интервью одной из ключевых проблем современного отечественного кинематографа вы называете недостаток идей. Поясните, почему? Казалось бы, вот она, под рукой — классическая и современная проза. Да и окружающая жизнь полна сюжетов…
— Идей не хватает всем, всегда. И в Америке. И во Франции. И в России. На всем протяжении истории человечества. Идея всегда ценилась, поиск ее всегда представлял трудноразрешимую задачу. Не так просто придумать новую идею. Тем более это всегда риск. А если попадания не случится? Это и потеря больших денег, и моральное неудовлетворение. То есть кино — это нечто объединенное с маркетингом. Нужно не просто придумать что-то новое, а угадать зрительские ожидания. Ну, выдумаешь ты что-то оригинальное. И три человека будут с тобой радоваться, а залы будут стоять пустые. Нужно, чтобы совпало.
— Какие новые идеи в российском кино вы могли бы назвать успешными?
— Если говорить про нашу студию — это «Брат», «Бумер», мультфильмы про богатырей.
— В понятие идеи вы вкладываете сюжет, тему?
— Нет, идея в кино понятие составное. Например, новый герой. Вот, мы подумали и решили, что сегодняшнему зрителю будет очень-очень интересно увидеть фильм про… мигранта-фокусника. Или новая форма. А давайте изложим историю про «Триста спартанцев» по-новому, не в виде исторической драмы, а в виде комикса — как сделали американцы, авторы одноименного фильма. Это идея!
— Что касается исполнителей — хороших режиссеров, сценаристов. Их хватает?
— Хорошего всегда мало. Но в России эта проблема ощущается острее. Вот во Франции производится 230 фильмов в год. У них давно сложился определенный кадровый состав, есть система обучения, которая обеспечивает потребности рынка. А у нас после краха 90-х — нет. У нас с каждым годом нужно все больше и больше режиссеров, сценаристов. А их нет. Для того чтобы, допустим, сделать крупнобюджетный фильм, необходимы особый склад ума у режиссера, набор специалистов, которые умеют работать на мировом уровне с компьютерной графикой, строить комплексные декорации, делать пластический грим. Да и система образования у нас не модернизировалась давно. Как было в советское время, так и осталось. Вот 30 — 40 лет назад в нашей стране снималось по 150 художественных фильмов в год и часов 80 сериалов. Сейчас сериалов снимается 5 тысяч часов! А на режиссерском факультете во ВГИКе учатся те же 12 человек на каждом курсе. На высших курсах сценаристов и режиссеров то же самое. Поэтому тут вопрос даже в количестве. А про качество и говорить нечего.
— А со сценаристами как?
— Написать сценарий очень непростая задача. Сценарий не пишется — он строится. И нужно обладать не только талантом, но и профессионализмом. У нас есть талантливые люди, но профессиональных совсем-совсем не много. Приносит, например, сценарист мне свой сценарий. Сам написал. Не на заказ. Вижу — хорошо написал! Говорю ему: «Молодец. А у меня тут такая тема, материал. Интересно сделать?» «Да, да». «Давай». И ничего не получается. Потому что тот сценарий он написал от души. А здесь нужны грамотность и профессионализм. А как доказать зрителю, что Петя действительно любит Машу больше жизни? А как доказать, почему Маша предпочла Васю? Как сделать, чтобы это была живая, увлекательная зрительская история? Этому нужно учиться. А учат этому лучше всего в Америке.
— Нужно привлекать иностранных специалистов?
— Именно, нужен зарубежный опыт! А его нет. Вот русский балет. Мы им гордимся, весь мир его признает, как наше достояние. А как он возник? Приехал француз Петипа в XIX веке в Россию, создал эту школу. И пошло-поехало. И мы сейчас про этого Петипа вспоминаем, конечно, с уважением. Но, тем не менее, считаем, что это наше. И это наше. Поэтому нужно приглашать специалистов, перестраивать что-то в системе обучения.
От замысла фильма до выхода на экран уходит три года
— Кого из сегодняшних российских режиссеров вы бы отметили?
— В зоне авторского кино — это Звягинцев, Герман-младший, Хлебников и Попогребский. В зоне зрительского — Жора Крыжовников, он же Андрей Першин. Такие относительно молодые, но достаточно зрелые мастера, как Коля Лебедев, автор «Легенды №17», сейчас он «Экипаж» делает. Антон Мегердичев, режиссер фильма «Метро». Александр Войтинский, снявший комедию «Призрак». Создатели мультфильмов про богатырей — студия «Мельница». Федор Бондарчук. Режиссеры есть, слава богу. Хотя их и недостаточно. Сценаристов нет.
— Нет ли у вас ощущения, что вот сейчас витает в воздухе какая-то идея, актуальная, востребованная, которую только нужно ухватить и показать? Как в фильме «Брат», например. Время, посмотрите какое — все кипит, событий столько разных происходит. Может быть, народ чего-то ждет?
— Каждый день мы над этим думаем. Каждый проект хочется сделать интересным, ярким, неожиданным. Будут выходить наши фильмы. Следите.
— Вообще к злободневным темам вы стремитесь обращаться?
— Злободневность в кино — она несколько иного свойства, нежели в газете. Кино делается минимум год. Еще перед этим сценарий пишется полтора-два года. Если не брать, конечно, быстроиспеченных комедий невысокого качества. Поэтому от замысла фильма до выхода его на экран проходит, как правило, от трех лет. Та же «Легенда №17»: продюсер Леонид Верещагин задумал его в 2005 году. «9-я рота» тоже делалась лет 5 или 7.
— Над какими проектами вы сейчас работаете?
— Вот сейчас выходит картина «Пионеры-герои». Это фильм про поколение тех, кто еще успел вступить в пионеры — сейчас им тридцать пять плюс. Фильм этот был очень замечен на Берлинском фестивале и довольно успешно ездит в настоящее время по фестивалям мира. Осенью выйдет новая картина Петра Буслова «Родина» — мощная экшн-драма, высокий образец кинематографического искусства. «Парень с нашего кладбища» молодых режиссеров-дебютантов — такая мистическая комедия, в главной роли Саша Паль, которого все полюбили по фильму «Горько!». Комедия «Человек из будущего» Романа Артемьева — этого режиссера мы нашли в Калининграде на фестивале короткометражных фильмов «Короче». На Новый год выйдет мультфильм «Иван Царевич и Серый волк-3». С телеканалом «Россия» делаем «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». В работе мультфильмы «Садко», «Синдбад». Заканчиваем картину «Крепость» — необычный патриотический мультфильм про оборону Смоленска от поляков в 1609 — 1611 годах, выйдет 4 ноября: работа ведется на анимационной студии «Мельница» здесь, в Питере. Заканчиваем картину «Лейтенант» по прозе Василя Быкова — тоже дебют. А также фильм «Салют-7» — про исключительно напряженную и яркую историю спасения станции «Салют-7», когда Джанибеков и Савиных в 1985 году подлетели к мертвой станции, смогли пристыковаться и оживить ее. И все это на фоне звездных войн и конфронтации с американцами. Считается, что это самая героическая и напряженная страница в истории освоения космоса, которая, к тому же, увенчалась успехом.
— Впечатляющий список. А не кажется вам, что многие подобные интересные отечественные проекты как-то проходят мимо зрителя?
— Почему мимо зрителя проходят? Кто вам сказал? Мы прилагаем огромные усилия, чтобы люди знали: рекламируем, привлекаем внимание. А дальше уже зритель решает.
Еду по Васильевскому и Петроградской — и заряжаюсь
— Как вы считаете, почему в нашей стране, где такие сильные традиции кино про Великую Отечественную войну, снимают фильмы «Сталинград», новые «А зори здесь тихие…», «Битву за Севастополь»? Списанные, прямо скажем, с американских образцов военных боевиков и оттого совсем не близкие нашему зрителю?
— Ну почему не близкие. Все три фильма собрали приличную кассу… Вы знаете, да, зрители есть разные. Кому-то ближе старые фильмы про войну. Но в кино ходит сегодня в основном молодежь, до 25 лет. Великий фильм Ростоцкого «…А зори здесь тихие» идет три часа. А молодые люди уже давным-давно привыкли совсем к другому ритму. Да, то, что сделано когда-то в своем формате, — остается замечательным на века. Но каждое время диктует свои способы подачи. Ростоцкий сегодня, я уверен, этот же самый фильм снял бы несколько иначе.
— В апреле в Петербурге впервые прошли Балабановские чтения, организованные в том числе при вашем участии. Вы считаете, Балабанова необходимо изучать?
— Да, важно и нужно. Это абсолютно выдающаяся фигура в нашем кино, культуре, в истории России. Его вклад настолько велик, что нуждается, с нашей точки зрения, в изучении, осмыслении. Чтения будут проходить каждые 2 года.
— И наконец, Петербург. Какие у вас взаимоотношения с этим городом? Какие любимые места?
— Любимое место — Васильевский остров, где я живу. Вообще Петербург — это ощущение гармонии и красоты. Он настолько повышает качество жизни, настолько много дает энергии, что спасибо огромное всем, кто его строил! Я дорожу каждой минутой, когда я здесь. Маршрут, которым я каждый день езжу домой, на работу и обратно, — это выдающийся маршрут. Васильевский остров — Стрелка — Петроградская сторона. Еду на студию к себе — заряжаюсь. Обратно — то же самое. Это аккумулятор необыкновенный. Самый красивый город на земле.
Метки: Кинозал Гость «Вечёрки»
Важно: Правила перепоста материалов