Режиссер — профессия победительная
Сергей Снежкин снимает ремейк знаменитого сериала «Визит к Минотавру»
В перерыве съемочного процесса журналисты побеседовали «на скорую руку» с известным кинематографистом. Свежая киноверсия детектива «Визит к Минотавру», радикальные перемены на «Ленфильме», поиск смысла жизни Союза кинематографистов — вот основные проблемы и заботы, которыми сейчас живет режиссер Сергей Снежкин. Темой для разговора стали также молодые режиссеры, которых третий год растит мастер на своем курсе в Университете кино и телевидения.
Сергей Снежкин не боится сравнений и неприятных аллюзий.
За свежую версию детективной истории «Визит к Минотавру» Сергей Снежкин взялся по двум причинам: глобального и частного свойства. Идея переснять приключенческий роман братьев Вайнеров пришла в голову продюсерам Александру Роднянскому и Сергею Мелькумову (с которыми Снежкин — в качестве соавтора сценария — работал на проекте «Сталинград»). Дополнительным стимулом для Снежкина стало желание, по его словам, «снять исторический фильм, действие которого разворачивается в 1979 году. Знакомый мне и близкий период времени, когда я был молод...». Попутно своим новым фильмом Снежкин постарается ответить одной из студенток своего же курса, которая убеждена, что… при советской власти люди боялись выйти на улицу, так как их сразу могли арестовать агенты КГБ.
«И я понял: нужно брать нечто вроде пемоксоля и основательно чистить затуманенные умы этих молодых людей, — говорит мэтр. — У меня в ответ на пассаж студентки возник встречный вопрос: если все было так, если все сидели по домам и боялись выйти на улицу, как мог появиться гений Пастернака, Ахматовой, Тарковского и других? Сейчас же все на улицах, и никого нет, нет таких, как Тарковский и Ахматова. Вот такими утилитарными задачами руководствуюсь, взявшись за переэкранизацию...»
Снимать почти что ремейк фильма, которому 27 лет, Сергей Снежкин не боится, не боится сравнений и неприятных аллюзий: «Критик и драматург Тамара Москвина как-то сказала замечательную фразу: «Режиссер — профессия победительная». Хорошая мысль, я ей следую».
«Экранизацию помню плохо, помню режиссера — ныне, увы, покойного Эльдора Уразбаева, режиссера серьезного, с хорошей фильмографией, — признается Снежкин. — Помню крепкие актерские работы Валентина Гафта, Сергея Шакурова, замечательного Льва Борисова. Специально под свою постановку не стал пересматривать фильм 1987 года. Все с чистого листа, то есть из книги. Благо Роднянский съездил в Америку и выкупил у родственников авторов права на последующую кинопостановку, поэтому мы вольны делать в плане экранизации с этой книгой все, что сочтем нужным...»
Что касается Петербургского союза кинематографистов, то сейчас главное — «придание смысла деятельности этой организации». Снежкин убежден, что сегодня союз «... и не профсоюз, и не творческий клуб, а странное собрание людей, которые помнят что-то о прошлом. У которых, к сожалению, нет настоящего и, соответственно, будущего... Теперь бремя спасения союза, которым занимался прежний глава Дмитрий Месхиев, легло на мои плечи. Месхиев, будучи председателем Петербургского союза кинематографистов, носился по городу, выбивая деньги на ремонт Дома кино, на пенсии ветеранам, отдачу долгов, на пятое, десятое, совершал своеобразный человеческий подвиг. Теперь всё на мне...»
И — о «Ленфильме», который сегодня претерпевает благодаря новому генеральному директору киностудии Эдуарду Пичугину серьезные изменения, как внешние, так и внутренние. «Впервые за 20 лет на «Ленфильме» отремонтировали крыши, — сразу с фактов начинает Сергей Снежкин. — Теперь на «Ленфильме» можно справить естественные надобности в приемлемых санитарно-гигиенических условиях — отремонтированы туалеты. Отремонтированы гримерные — все! Установлены душевые, и тот же Михаил Ефремов — он у нас задействован в главной роли — после съемок принимает душ. Закупается новое оборудование, полностью переоснащается звукотехнический цех. Набирается индустриальная группа, где молодых людей будут учить прямо на производстве профессиям так называемого среднего звена, — много чего происходит на «Ленфильме».
Что касается молодых режиссеров, которых обучает мастер, то все они, по его словам, востребованы. «Сейчас они все проходят практику, третий месяц работают в моей группе, — говорит Сергей Снежкин. — Накануне запуска фильма «Визит к Минотавру» я их собрал и безапелляционно заявил: у вас сейчас последний шанс задуматься о своем будущем и поменять профессию. Уйти в топ-менеджеры, спонсоры, консенсусы, в одиночные пикеты и так далее. Пока никто не ушел. И я поставил перед собой задачу: чтобы все 13 человек, мои воспитанники, остались в кино и стали режиссерами-постановщиками. Вот такие у меня амбиции...»
Надеемся, что ремейк «Минотавра» будет не менее популярен, чем фильм Эльдора Уразбаева.
Метки: Кинозал Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов