Сергей Светлаков: «У нас в фильме нет отрицательных персонажей»
В прошлом году вышла картина режиссера Жоры Крыжовникова «Горько!» и буквально перевернула в отечественном киномире все с ног на голову
Во-первых, фильм стал самым прибыльным за всю историю российского проката: при бюджете в 1,5 миллиона долларов сборы составили почти 26 миллионов. Во-вторых, снял его дебютант, до этого делавший короткометражки. В-третьих, критики и зрители в один голос заявили о долгожданном возвращении на экраны по-настоящему остроумных наших комедий, равных работам Данелии, Гайдая и Рязанова. «Горько!» соперничал с «Левиафаном» Звягинцева как претендент на отправку на «Оскар» (и проиграл: 8 голосов против 14). Спустя год после оглушительной премьеры Крыжовников снял продолжение.
Ян Цапник, Сергей Светлаков и Василий Кортуков.
Герои в новом фильме остались те же. Место действия — снова Геленджик, только теперь к привычным локациям добавилась 700-метровая гора Шахан. По сюжету отец Наташи Борис Иванович идет на финансовую аферу, терпит крах, подставляет партнеров по бизнесу, подставляет родственников, лишается квартиры, становится жертвой покушения. И... ложится в гроб. Живой. Его задача — три дня продержаться, мнимые похороны пережить. А там можно все с чистого листа начинать!
Три дня под музыку из фильмов «Кин-дза-дза», «Неуловимые мстители», песни «Рюмка водки на столе», «Звездочка моя ясная» всему семейству приходится мытарствовать с «телом» Бориса Ивановича. А заодно проходить различные экзамены, например на преданность. Тем более, как и в любой экстремальной ситуации, все вдруг становится невыносимо зыбко: ударь — и порвется. В разгар приготовлений к «погребению» из ниоткуда появляется бывший сослуживец «погибшего» — некий Витька Каравай, и происходящее в своем абсурде и накале достигает запредельного градуса...
«Горько-2» — и комедия, и совсем наоборот. И смешно. И серьезно (а временами страшно — и дело совсем не в покойниках). Крыжовников остается верен себе. Смешит, не кривляясь. Говорит о серьезном неслышно. Не допускает пошлости. А главное — передает все очень точно. И снова создает совершенно самобытный фильм. Не позволив себе скатиться в самоповтор или недотянуть. Девизом первой части стало — «Посвящается нашим родителям». Второй — «Будем жить…».
Корреспондент «Вечёрки» побывал на премьере фильма «Горько-2» и пообщался с исполнителями главных ролей.
— У вас были опасения насчет второй части?
Сергей Светлаков (исполнитель роли самого себя, сопродюсер): — Да, задача стояла сложная. Всегда трудно снимать продолжение. Ожидания у зрителя высокие. А результат, как правило, получается хуже. И, наверное, целью режиссера и продюсеров было создать кино, которое немножко отличалось бы от первой части. И имело более глубокое художественное значение. На мой взгляд, это получилось.
— Что вы имеете в виду под более высоким художественным значением?
— «Горько-2» — не комедия в чистом виде. Здесь затрагивается больше струн и чувств, чем в первой части. Вообще оба фильма для меня в первую очередь — зеркало нашего общества, и только потом комедии. Кто-то, посмотрев их, может быть, захочет что-то изменить в себе. Хотя у нас не было задачи снять какую-то провокацию. Все сделано с любовью к тем людям, которых вы видите на экране. У нас нет отрицательных персонажей. Они не черные и не белые, не добрые и не злые. Они сложные. Они настоящие.
Ян Цапник (исполнитель роли Бориса Ивановича): — Хотелось просто честно рассказать о том, чего мы сами не замечаем. Разглядеть себя. После выхода первой картины знакомые мне говорили: мы как будто подобрели, стали лучше друг к другу относиться. Это лучшая похвала для меня была.
Василий Кортуков (исполнитель роли отца Ромы): — Этот фильм — о наших героях год спустя. Мы повзрослели, может быть, помудрели. За это время что-то поменялось в стране. Мы стали более сентиментальными, более любящими, более привязанными к своим родителям, близким...
— Небывалый успех «Горько!» для вас стал неожиданностью?
Сергей Светлаков: — Я считаю, что этот фильм можно назвать авторским проектом. Вклад режиссера неоценим. Другой человек этого не снял бы точно. Насчет успеха — конечно, мы не думали, что будет такой резонанс и в кинотеатры придут 4,5 миллиона человек. Все ведь напоминало плохо сделанную работу. Малый бюджет. Телевизионный формат. Никаких мегазвезд. Все очень переживали — пойдет ли зритель? Но есть в этом фильме какое-то чудо, какая-то магия, ощущение радости, души русской! Люди почувствовали это и пошли. Фильм понравился, и все начало жить какой-то своей жизнью. Против всех правил дистрибуции и законов американского кино, которое мы полностью уничтожили с гордостью на 3 — 4 недели.
Ян Цапник: — Когда готовишь блюдо, нужен хороший рецепт, хороший продукт и хороший повар. Здесь получилось, что все бомбы аккуратно легли в одну воронку. Талантливый режиссер. Интересный актерский состав. Блистательные продюсеры, которые бегали с нами, пыхтели на площадке. Сильный сценарий. Ведь приличный сценарий появляется раз в триста лет! А тут я прочитал, и у меня не возникло никаких вопросов. Единственная мысль — несколько смеловат.
— А как вы относитесь к критикам вашей картины — что чересчур вольно, как раз слишком смело?
Василий Кортуков: — У вас есть дома хоум-видео? Свадьба, юбилей. Вы же смотрите его и не говорите: ой, как плохо. Мы рассказали историю, которая есть в каждом доме.
— Еще продолжение снимать не планируется?
Сергей Светлаков: — В следующем году снимать продолжение не будем. У каждого есть свои творческие планы, что еще раз подчеркивает: это не тупо коммерческий проект. Но тема, надеюсь, не закрыта, и мы к ней вернемся.