Газета выходит с октября 1917 года Thursday 19 декабря 2024

Сергей Веденеев: За что его ругать?

Сборная России по футболу снова опозорилась, проиграв в отборочном матче чемпионата Европы 2016 года команде Австрии в гостях со счетом 0:1

Теперь нас в таблице почти догнал Лихтенштейн (4 очка, у России — 5), Австрия и Швеция — впереди (10 и 6 очков соответственно). В проблемах сборной и ее руководства разбирается чемпион СССР 1984 года в составе «Зенита» Сергей Веденеев.   

— По ходу матча с Австрией уже чувствовали, что проиграем в «лучших» традициях со счетом 0:1? 
— Я матч смотрел спокойно. Сегодня сборные нашего уровня таковы, что могут как выиграть любой матч, так и проиграть. До чего дошло: Фареры и Лихтенштейн побеждают (Лихтенштейн обыграл Молдавию 1:0, сборная Фарерских островов с таким же счетом — Грецию, причем «карлики» добились побед в гостях. — «ВП»). В футбол все научились играть. Тренер любой сборной знает, как построить тактику и подготовить игроков физически. Общие принципы игры понятны. Если у тебя есть в атаке один-два игрока, обладающих скоростью, а также мастера исполнения «стандартов», с которых забивается чуть ли не половина голов, значит, ты имеешь шанс победить.

— Вот у австрийцев вышел во втором тайме на замену темнокожий игрок и забил.
— Да, оказался быстрее наших защитников. Уже по первому тайму было видно, да и давно это понятно, что крайние защитники сборной России — Комбаров и Паршивлюк — слабые места сборной. Очень плохо обороняются. Сейчас в футболе принято искать таких крайних защитников, чтобы они хорошо атаковали. Умение отбирать мяч подразумевается. Таковы тенденции. Может, потому на Паршивлюка и Комбарова делают ставку в московском «Спартаке», где они играют. Но оба опасны для своих ворот! «Из-под» Комбарова постоянно забиваются голы в чемпионате России. А если они у нас не справляются, то что говорить о международных матчах. Плюс центральные защитники  Игнашевич и Березуцкий, хоть и опытные, но медленные.   

— Зачем же Капелло их ставит? Нет альтернативы?
— Проблема глубже. В клубах никто не работает над организацией игры в обороне. А это большая наука. Особенно это стало заметно с приходом в наш футбол иностранных тренеров. Вспомните, как говорил Дик Адвокаат, тренировавший «Зенит»: я, мол, не буду выполнять работу, которую должны делать тренеры в детско-юношеских школах. Мы привыкли к другому. Раньше, если ты не улучшал игру в обороне, тебя не брали из дубля в основной состав. А иностранному тренеру остается только купить легионера, раз его приглашают на большие деньги и ставят задачу выиграть первое место, как было с тем же Адвокаатом. Так и Капелло может сказать: почему я, мол, должен объяснять Комбарову, где располагаться, раз он играет за профессиональный клуб, имеет хороший контракт?

— Ну а в скорости-то мы почему уступаем даже австрийцам? 
— Если у тебя нет быстрых игроков, что будешь делать… Сейчас футболисты сборной не могут сделать больше трех точных передач на скорости. Мяч теряется.

— Почему?
— Все идет из детских школ. Там борются за результат, все хотят выиграть, вместо того чтобы думать о подготовке игроков. От этого и зарплата тренера зависит. Берут в команды крупных ребят, которые способны бегать от штрафной до штрафной. Они рождаются по пять килограммов. А маленьких, которые рождаются по три, как в той юмореске, затирают. А именно такие ребята, как правило, обладают и скоростью мышления, и скоростью бега. Любого детского тренера спроси: «У тебя есть быстрый игрок?» Он скажет: «Нет». Про индивидуальности уровня Аршавина я не говорю. Те, кто первый раз видел Аршавина, спрашивали: «А это кто такой? Как фамилия?» Сейчас не осталось игроков, про которых так спрашивают. 

— Значит, зря ругают Капелло? В частности за то, что он играет в оборонительный футбол.
— За что его ругать? Все хотят видеть игру, которая когда-то была у сборной. Ее уже не будет. Капелло, как только приехал, сразу: если, дескать, у вас будет такой чемпионат, состоящий из легионеров, не будет сборной. Он-то газет, в которых публикуют истерические статьи, не читает. Проблема Капелло в другом. Он с игроками такого низкого уровня не работал. Тренировал «Милан», «Реал», куда мог пригласить игрока звездного уровня. Если у тебя в обороне играют Мальдини и Неста, другие могут туда не возвращаться. А если такой, как Комбаров, то и десятерых не хватит. 

— Когда Капелло пришел в сборную, все было хорошо.
— Играем сейчас так же, как тогда. Просто наслоилась неуверенность из-за неудач. К тому же сказывается ситуация, когда тренеру не платят несколько месяцев зарплату (Капелло зарабатывает по контракту в России примерно 8 миллионов евро в год, считаясь одним из самых высокооплачиваемых тренеров в мире. — «ВП»), с его помощниками не продлевают контракты. Капелло не привык работать в таких условиях. Он всегда был на вершине пирамиды. У него успехи, авторитет, он приглашал, выгонял, всем распоряжался в команде. А тут его опустили ниже канализации. Конечно, тренер не в том состоянии, чтобы контролировать все вокруг. И помощники ему не могут ничего подсказать (вместо двух итальянцев в тренерский штаб сборной приглашены Игорь Симутенков и Сергей Семак, работащие в «Зените». — «ВП»).

— В такой ситуации Капелло…
— …просто утрачивает мотивацию, как мне кажется. Ему неинтересно работать. Он свои деньги и так заработает, по этому поводу он не переживает. Но человека пригласили в страну, где футбол надо поднимать, а вместо этого не помогают да еще зарплату не платят. Он разве виноват, что в России не умеют готовить игроков?

— В чем главная проблема нашего футбола? 
— Мы перестали говорить о футболе, понимать его, любить. Я, когда был 13-летним, по дороге на футбол в воскресенье всегда заезжал на площадь Восстания, чтобы купить в киоске свежий номер газеты «Футбол — Хоккей». Там тренеры рассуждали о футболе. И это были имена — Константин Бесков, Виктор Понедельник! Говорили они не о том, что «нам надо ехать за победой», как сейчас, а о том, как надо побеждать. Анализировались победы, неудачи. Сейчас же наши клубы возглавляют иностранцы. Это не тренеры, а классные менеджеры. У них огромный штаб, куча помощников. Они, образно говоря, стоят на горе и командуют сражением, глядя в подзорную трубу. Армия же, то есть футболисты, чего-то там копошится внизу, даже не зная, что реально в сражении происходит.

↑ Наверх