Севастополь: рапаны и много-много российских флагов
Корреспондент «ВП» побывал в приморских городах Крыма. Сегодня — первый рассказ
Рапана — род хищных брюхоногих моллюсков. Черноморская рапана некоторыми учеными выделена в отдельный вид Rapana pontica. Если лет 30 назад рапана добывалась исключительно из-за своей раковины, которую покупал и увозил с собой как сувенир каждый уважающий себя отдыхающий, то сегодня основная добыча рапаны ведется ради ее мяса, которое при правильном приготовлении считается деликатесом.
— Раз ты у нас в гостях, предлагаю обязательно попробовать рапану! — моя давняя севастопольская приятельница-сокурсница Люда светилась от радости нашей встречи.
Памятник затопленным кораблям — символ Севастополя.
Надо же такому случиться, что в Севастополь я попал ровно в День города, 14 июня. Праздничные набережные были полны народу, на разных сценах шли концерты, к памятнику адмиралу Нахимову и мемориалу погибшим при второй обороне Севастополя возлагали цветы, дельфинариум заманивал щедрыми скидками…
14 июня Севастополь празднует День города.
Поедая местный морепродукт (это удивительно вкусно!) в ресторанчике с видом на Севастопольскую бухту, я услышал много любопытного.
— Мы очень рады возвращению в Россию! Какие вы молодцы! Надо было видеть, что здесь творилось в те дни! Мы и плакали, и радовались. И теперь у нас один из обязательных тостов: за Владимира Путина! — Людмила торопилась рассказать обо всем, что мы с ней не обсуждали семь лет.
— Мы тоже рады. Но ты же понимаешь, вас ждут непростые времена — переходный период, — потихоньку переводил я разговор в другое русло.
— Конечно, проблемы есть. Начнем с того, что многие севастопольцы — юристы, нотариусы, строители — пока сидят без работы…
— Это почему?
— Так им же российские лицензии надо получать — а это время. А к нам уже едут лицензированные специалисты из других городов. Обидно как-то. Москва со своими деньгами тут развернулась вовсю. Знаешь, в Севастополе всегда было четыре городских района, а теперь начали строить пятый — Северный.
— Вот видишь, бизнес пришел, скоро всем работа будет…
— Ну да, мы ждем, надеемся. Нам ведь еще налоговые каникулы обещали. Но пока опять же ждем. Да и банки российские к нам не торопятся — санкций боятся (банкоматы открыл к тому времени только один из них. — Авт.). За себя-то я спокойна (Людмила занимается поставками продуктов в крымские здравницы. — Авт.). Главное — освоить российские законы, они существенно отличаются от украинских. И потом, придется теперь без серых схем работать, до этого были лазейки. И если уж говорить про Украину, то на нас она, конечно, давила, но мягко. Жить можно было. Правда, муж сейчас ушел в Новую Зеландию, а команда на судне в основном украинская. Так поговаривают, что крымских в следующий раз не возьмут. Посмотрим…
Рапана буквально растаяла во рту, мы расплатились и отправились пешком по городу.
— А здесь, я помню, работала гидрография Черноморского флота. Почему здание пустое? — рукой показываю на красивейшее строение в верхней точке города.
— Так пресловутый бывший министр обороны их выселил, хотели продавать дом, но не успел… Так и стоит теперь брошенный. Давай лучше зайдем в храм Святого Владимира, там наши адмиралы.
Усыпальница адмиралов в склепе храма Святого Владимира.
Вид на храм Святого Владимира (слева — фрагмент памятника Ленину).
Мы посетили собор, в прохладе постояли в усыпальнице великих адмиралов: Михаила Лазарева, строителя Севастополя и флота, и его учеников, героически погибших при защите города, — вице-адмирала Владимира Корнилова, контр-адмирала Владимира Истомина, адмирала Павла Нахимова.
— Флот флотом, а зарабатывать-то на туристах надо, — выйдя на солнышко, мы вернулись к заботам нынешним.
Дельфинарий никогда не пустует.
— Ну вот смотри: у нас по бухтам курсируют недавно купленные паромы — владельцы надеются, они начнут прибыль приносить. Дельфинарий берет недешево, но от посетителей отбоя нет. Аквариум наш чуть не отобрали украинские бизнесмены, но теперь он тоже спокойно работает. Экскурсии водные, сувениры, ярмарки по выходным — сам все видишь. А Херсонес, представляешь, ввел плату даже для местных! — Люда хмурится, но потом, вспоминая школьные годы, проведенные на диком пляжике музея-заповедника («Скалки» мы это место зовем»), предлагает отправиться туда.
В конце XIX века на территории Херсонеса, в предполагаемом месте крещения князя Владимира, был построен Владимирский собор.
Сокровища Херсонеса можно разглядывать бесконечно.
За вход в Херсонес заплатили по 100 рублей.
— 100 рублей — это просто! — смеется Люда. — Видел бы ты, как наши продавцы и водители путаются в ценах! Бывает, себе в убыток сдачу дают, а иногда никак не могут на рубли товар пересчитать, так и говорят: ну в среднем столько-то будет. А вот жилье в цене выросло так выросло — тут же о наболевшем, — мою мечту выкупить «однушку» пришлось пока отодвинуть.
Туманный колокол знаменит еще и по фильму «Приключения Буратино».
Постояв у знаменитого (в том числе по фильму «Приключения Буратино») Туманного колокола, вспомнили историю этих мест. Греческая колония, основанная в начале IV века до нашей эры, пережила бурные времена: Херсонес был самым красивым городом-государством на всем Северном Причерноморье. Крупный город-порт, торговый, ремесленный, культурный центр западного побережья Крыма, окруженный мощными стенами, — таков был Херсонес в период своего расцвета. Римская культура, Византия, крещение в 988 году киевского князя Владимира… А колокол, кстати, отлили из трофейных турецких пушек в 1778 году.
Памятник затопленным кораблям — символ Севастополя.
...Вернувшись на Приморский бульвар, мы еще полюбовались памятником затопленным кораблям, гуляющими горожанами и военными моряками, панорамой Севастопольской бухты и дали друг другу обещание чаще встречаться. Для Севастополя одного дня очень мало.
***
Потихоньку Украина на российские деньги вползала в Евросоюз… Но тут вмешались американцы и все испортили!
Расхожая шутка в Крыму
В День города торговля идет бойко.
«Купите цветочек у бедной девушки!» — ну чем не театр?