Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Сезон пройдет под знаком Ибсена и Достоевского

Худрук Александринки рассказал, что ждет зрителя

Художественный руководитель театра Валерий Фокин встретился с журналистами накануне наступающего — уже 256-го по счету — театрального сезона.

В новом сезоне ожидаются как минимум три громкие премьеры, традиционный международный фестиваль «Александринский», выезд за границу с отчетно-показательными гастролями — в Вену (15 и 16 октября) и Варшаву (26 и 27 октября). Взамен австрийский Бургтеатр привезет свое прочтение Льва Толстого — постановку «Война и мир».

Валерий Фокин поделился с собравшейся прессой и театральными проблемами. По его мнению, чиновники пытаются навязать театрам свои правила.

 

Валерий Фокин рассказал журналистам не только о планах Александринки, но и о театральных проблемах. Фото: Натальи ЧАЙКИ

— Государевы чиновники требуют, чтобы мы работали эффективно с точки зрения бюрократа — как обычное досуговое учреждение. Занимались исключительно количественными показателями. А это наполняемость зала и кассовые сборы. Репетиции, вдумчивость, основательность — эти понятия уходят, процесс должен быть иным, когда все на сцене происходит быстро, всего много, все ярко, отсюда касса и масса зрителей... — поделился с присутствовавшими прославленный режиссер.

 

На эксперименты государство отводит... 20% от общего числа постановок. А что входит в оставшиеся 80% — ни чиновник заочно, ни режиссер явочным порядком сказать не могут.

Рассказывая о своем новом спектакле, Валерий Фокин был краток: новое прочтение «Игрока» станет этапным в работе театра. Вторую громкую премьеру — «Сон смешного человека» — тоже особо не комментировал: приходите — увидите. И вообще наступающий сезон почти весь идет под знаком Достоевского.

Редким, но метким исключением из этого правила должна стать первая в истории Александринского театра постановка пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена «Гедда Габлер». Как заметил Валерий Фокин, «Гедда Габлер» — двойной праздник для режиссера-постановщика спектакля Камы Гинкаса. Первый праздник — возвращение в Петербург, второй — новое прочтение старой пьесы, которую Гинкас уже ставил с Сергеем Юрским и Натальей Теняковой в Театре имени Моссовета.

В одну воду, в одну пьесу можно входить дважды, убежден мастер резкого театрального перформанса.
— Моя новая Гедда Габлер — дерзкая, наглая, преисполненная жестких жизненных позиций, — говорит Кама Гинкас. — «Гедда Габлер» — своеобразное порождение всяческих переломных моментов. Это история жизни претенциозного максималиста, которому надо все, здесь и сейчас...

 

По сложившейся традиции знаковая премьера должна была стать отправной точкой VI театрального фестиваля «Александринский», но фестиваль получится «рваным», по емкому определению Валерия Фокина. Первым актом фестиваля, 15 сентября, станет мастер-класс Теодораса Терзопулоса «Голос и тело в театре Древней Греции». Следом за ним, 21 сентября, на суд публики вынесут эдакую балетную вставку, по замечанию Валерия Фокина, канадской труппы «La La Human Steps» с Дианой Вишнёвой в главной роли. Кама Гинкас войдет в фестиваль с «Геддой Габлер» 8 и 9 октября.

Дмитрий МОСКОВСКИЙ
↑ Наверх