Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Сезон скидок: как перехитрить покупателя

Джинсы, которые в Финляндии продаются по 10 евро, у нас стоят 2499 рублей

На одной из центральных городских площадей в витрине магазина известного молодежного бренда кричащая реклама «Sale. Счастливые дни: минус 90». Прохожие не могут пройти мимо, ноги сами поворачивают к дверям магазина: как устоять, если обещают 90-процентные скидки?

Объявление завлекательное, а на деле все оказывается не так уж радужно.

Нас обманывают — или это нам только кажется?
Я вышла уже из молодежного возраста, но из любопытства тоже захожу в магазин. Бросаюсь к полке, над которой крупно написаны заветные цифры и упомянут «счастливый день». На ней стопками разложены кофточки, а ниже — на плечиках — блузки и юбки… Терпеливо перебираю ценники: на них старые цены зачеркнуты красным и ниже наклеены новые. Было 499 руб. стало 249 руб., было 499 стало 299, было 899 стало 599. Но где же обещанные бешеные скидки? Ведь если вещь раньше стоила 499 рублей, то после удешевления (минус 90 процентов) она должна стоить — 49 руб. 90 коп. Но ни одной кофточки или юбочки по такой цене я не нашла. Выходит, торговля обманывает покупателей, используя хитрый ход, с расчетом, что клюнет человек на рекламу, зайдет в торговый зал и авось что-нибудь купит.

Окончательная цена этих блузок — всего 7 евро. У нас такое вряд ли встретишь.

На самом деле магазин этот торгует в основном китайским ширпотребом. Вещи сшиты из дешевой синтетики, строчки грубые, модели примитивные. Но до сезона скидок они продавались по 600 — 800 — 1200 рублей. А красная цена таким подростковым вещам — действительно 200 — 250 рублей. А то и дешевле.
— Почему же я не нашла вещей с 90-процентной скидкой? — спрашиваю у девушки-продавца. Она пожимает плечами: «Наверное, все уже раскупили…»
Уходя из магазина, размышляю о том, что многие не доверяют нашей торговле, даже магазинам известных популярных зарубежных брендов, которые появились в городе в достаточном количестве в последнее время. В народе утвердилось мнение, что под видом скидок нас обманывают. Может быть, это просто мнительность?

«Всё уже раскупили»
Журналисты «Вечёрки» решили провести эксперимент. В самый разгар сезона скидок отправились в Финляндию  и прошлись по магазинам известных брендов. А вернувшись, посетили торговые залы этих же фирм, находящиеся в Петербурге.
Первое отличие, которое бросается в глаза: в финских магазинах полно вещей, продающихся со скидками. Около половины ассортимента. Просто глаза разбегаются. Самые популярные скидки — 70% и 50%. И это не надувательство. Разнообразные модели одежды продаются по 15, 10, 7 и 5 евро. Причем вещи не бросовые, а ходовые. Например, банлоны, футболки и толстовки по 5 евро. Отличные пиджаки по 10 евро. На самом видном месте в одном из магазинов красовались джинсы «Деним» по 10 евро. Вернувшись в Петербург, мы специально зашли в такой же магазин и полюбопытствовали, сколько же здесь стоят джинсы от «Деним». Оказалось, цены на них в зависимости от моделей колеблются от 2499 до 1499 руб. (!).
— А в Финляндии такие джинсы продаются по 10 евро, — со значением сообщили мы продавцу-консультанту.
— Нам пока оттуда никаких указаний насчет джинсов не поступало, — объяснила она.— Мы продаем шведскую одежду, но головной офис у нас в Финляндии, что они скажут, то мы и делаем. Знаю только одно: у нас скидки начинаются позже, чем у них. Поэтому, может быть, очередь дойдет еще и до джинсов.
Почему же, несмотря на обилие призывной рекламы, которая обещает 70-процентные скидки, в наших магазинах не увидишь такого изобилия удешевленных вещей, как в Финляндии? Продавцы утверждают, что в Петербурге покупательский поток больше и он все сразу сметает с прилавков, а в соседней стране нет такого наплыва покупателей. Но согласиться с этим трудно, прежде всего потому, что в последнее время в выходные границу пересекают бесконечные вереницы машин и автобусов с нашими соотечественниками. В финских магазинах повсюду русская речь и народу там не меньше, чем в наших торговых точках. Так что там товар тоже не залеживается.

Джинсы те же, а цена почему-то в 6 раз различается.

Попробовали мы найти в магазине того же бренда, что и в Финляндии, пиджаки по 400 рублей (около 10 евро), нашли очень похожие, но… по 1499 рублей. В этом же магазине стоял кронштейн с табличкой «Брюки от 250 руб.». Но тщетно мы искали эти цифры на ценниках, в основном брюки стоили 500 и 700 рублей. Опять обман?

— Все раскупили, — услышали мы от продавщицы знакомую фразочку.

— А вот такие пиджаки в Финляндии продаются по 10 евро, — не унимались мы.
— Ну и что же? У нас в конце распродаж тоже низкие цены бывают, когда остается несколько непроданных вещей определенной модели…

— А когда будет конец распродаж?
— Этого я вам сказать не могу. Приходите чаще, следите за ценами…

Клиентов берут измором
Хотя работники фирменных магазинов и ссылаются на то, что действуют по указанию иностранных хозяев, очевидно, что тактика распродаж в наших магазинах отличается от зарубежной. Похоже, нашего покупателя, скажем прямо не избалованного изобилием (рынок промтоваров наполнился у нас совсем недавно), который помнит еще времена дефицита и у которого в крови живет страх остаться в сезон без нужной вещи, торговля берет измором. Цены держат до упора, а если и снижают, то совсем не на столько, на сколько обещают в рекламе. Поэтому даже при наличии скидок самые часто встречающиеся цены в тех магазинах, где пришлось побывать, — 999 руб. или в крайнем случае — 700 руб. Для сравнения переведете их в евро.

Как заставить отечественную торговлю уважать потребителя, не мухлевать и не обманывать?

Эксперты и бывалые люди советуют нам не бросаться на первую же попавшуюся вещь, на которую скинули сто рублей, если в ней нет острой необходимости. Будьте требовательны к качеству товара. Будьте экономны и цените заработанные вами деньги. Именно этим отличаются покупатели за рубежом, которые, кстати, в отличие от нас давно уже живут в обществе, где всего в достатке.

И еще одно наблюдение. Неуважение к покупателям проявляется еще и в том, что в наших магазинах огромное количество сотрудников, которые для чего-то все время вертятся около тебя: что-то перевешивают, перекладывают, отряхивают. А по залу при этом еще и деловито барражирует охранник, а то и два.

Покупатель в такой ситуации начинает чувствовать себя нежеланным гостем. В Финляндии такого количества работников в магазинах не встретишь. Один продавец дежурит около примерочной и консультирует покупателей. Кроме него есть только кассиры. Неудивительно, что у нас и цены выше, и скидки меньше.

Для того чтобы оплачивать такое количество сотрудников, необходимы средства. Вот и выкладываем мы их из своего кошелька.

 

Светлана ЯКОВЛЕВА, фото автора и Натальи ЧАЙКИ (Петербург — Лаппенранта — Петербург)
↑ Наверх