Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 мая 2019

«Шаляпин от живописи»

Ушел из жизни известный петербургский художник Владимир Овчинников

Живописец, скульптор, театральный художник, один из ведущих мастеров «неофициального» искусства Ленинграда, он родился 4 октября 1941 года в семье ленинградцев, уехавших в эвакуацию в Пермскую область. В 1945-м семья вернулась в деревянный дом, стоящий в ленинградском пригороде Шувалово.

Владимир Овчинников не получил специального образования. Потом он объяснял, что в молодости не чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы погрузиться в систему советского художественного образования и не оказаться сломленным как личность. Советская идеология была ему чужда с юности.

Работал такелажником в Эрмитаже. В 1964 году организовал в Растреллиевской галерее выставку, вошедшую в историю неофициального искусства как «выставка такелажников». Кроме самого Овчинникова в ней участвовали еще четверо рабочих музея — Шемякин, Кравченко, Лягачев, Уфлянд. В минувшем году в Петербурге отмечали 50-летие выставки, ставшей легендарной. Из-за той спонтанной выставки, провисевшей всего-то два дня (30 и 31 марта), был уволен тогдашний директор Эрмитажа Михаил Артаманов.

Зимой 1971 года художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок. После этого мастерскую у Овчинникова отобрали «за использование ее не по назначению».

Владимир был одним из организаторов знаменитых выставок в ДК имени Газа и «Невский» в 1974 и 1975 годах. Это были первые разрешенные властями выставки неофициальных художников. Зрители, которые впервые могли увидеть альтернативные направления отечественного современного искусства от абстракции до сюрреализма, стояли в очереди. Овчинников представил на этих выставках ряд работ, в которых современность причудливо смешивалась с библейскими и мифологическими сюжетами.

Владимир Овчинников. «Ангел у телескопа». 2007. Фото: сайт Музея современного искусства «Эрарта».

Хоронят Владимира Овчинникова в понедельник на Северном кладбище.

Прямая речь

Татьяна Юрьева, директор Центра искусств имени Дягилева, доктор искусствоведения, профессор:

— Рухнула глыба... Владимир Овчинников, при жизни ставший легендарной фигурой российского искусства, мог быть в гармонии с самим собой и миром только в пространстве своих произведений. Ибо в реальности этот мир был далек от его представлений о морали и гражданском достоинстве.

Андрей Шеркунов, директор галереи «Палитра»:

— Хочу сказать о Владимире Овчинникове несколько слов не как о художнике — об этом напишут и лучше меня. Я же хотел бы вспомнить человека и личность… Мы познакомились в начале 90-х годов. И меня поразило, с какой легкостью этот уже обладающий мировой известностью и обласканный музеями, искусствоведами и коллекционерами художник сходится с людьми. А уж впечатление, которое он производил на собеседника, всегда было позитивным. В то время я придумал некое направление в искусстве и назвал его «респектабельный модернизм». Так Овчинников стал в некотором роде образцом этого стиля. Сравнить его можно было с Шаляпиным от живописи — для меня это сравнение стало основополагающим. Вокруг него всегда было шумно и весело, и картины его были такими же шумными и яркими, какие бы темы он в них ни затрагивал — от политики до эротики… След, который он оставил в искусстве и сердцах своих друзей, вечен.

↑ Наверх