«Шаляпин от живописи»
Ушел из жизни известный петербургский художник Владимир Овчинников
Живописец, скульптор, театральный художник, один из ведущих мастеров «неофициального» искусства Ленинграда, он родился 4 октября 1941 года в семье ленинградцев, уехавших в эвакуацию в Пермскую область. В 1945-м семья вернулась в деревянный дом, стоящий в ленинградском пригороде Шувалово.
Владимир Овчинников не получил специального образования. Потом он объяснял, что в молодости не чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы погрузиться в систему советского художественного образования и не оказаться сломленным как личность. Советская идеология была ему чужда с юности.
Работал такелажником в Эрмитаже. В 1964 году организовал в Растреллиевской галерее выставку, вошедшую в историю неофициального искусства как «выставка такелажников». Кроме самого Овчинникова в ней участвовали еще четверо рабочих музея — Шемякин, Кравченко, Лягачев, Уфлянд. В минувшем году в Петербурге отмечали 50-летие выставки, ставшей легендарной. Из-за той спонтанной выставки, провисевшей всего-то два дня (30 и 31 марта), был уволен тогдашний директор Эрмитажа Михаил Артаманов.
Зимой 1971 года художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок. После этого мастерскую у Овчинникова отобрали «за использование ее не по назначению».
Владимир был одним из организаторов знаменитых выставок в ДК имени Газа и «Невский» в 1974 и 1975 годах. Это были первые разрешенные властями выставки неофициальных художников. Зрители, которые впервые могли увидеть альтернативные направления отечественного современного искусства от абстракции до сюрреализма, стояли в очереди. Овчинников представил на этих выставках ряд работ, в которых современность причудливо смешивалась с библейскими и мифологическими сюжетами.
Владимир Овчинников. «Ангел у телескопа». 2007. Фото: сайт Музея современного искусства «Эрарта».
Хоронят Владимира Овчинникова в понедельник на Северном кладбище.
Прямая речь
Татьяна Юрьева, директор Центра искусств имени Дягилева, доктор искусствоведения, профессор:
— Рухнула глыба... Владимир Овчинников, при жизни ставший легендарной фигурой российского искусства, мог быть в гармонии с самим собой и миром только в пространстве своих произведений. Ибо в реальности этот мир был далек от его представлений о морали и гражданском достоинстве.
Андрей Шеркунов, директор галереи «Палитра»:
— Хочу сказать о Владимире Овчинникове несколько слов не как о художнике — об этом напишут и лучше меня. Я же хотел бы вспомнить человека и личность… Мы познакомились в начале 90-х годов. И меня поразило, с какой легкостью этот уже обладающий мировой известностью и обласканный музеями, искусствоведами и коллекционерами художник сходится с людьми. А уж впечатление, которое он производил на собеседника, всегда было позитивным. В то время я придумал некое направление в искусстве и назвал его «респектабельный модернизм». Так Овчинников стал в некотором роде образцом этого стиля. Сравнить его можно было с Шаляпиным от живописи — для меня это сравнение стало основополагающим. Вокруг него всегда было шумно и весело, и картины его были такими же шумными и яркими, какие бы темы он в них ни затрагивал — от политики до эротики… След, который он оставил в искусстве и сердцах своих друзей, вечен.