Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Шедевр Мендельсона не приспособить под жилье

Глава Петроградского района Юрий Гладунов заверяет, что «Красное знамя» — это великие памятники архитектуры, разрушить которые никто и никогда не разрешит

Территория и постройки бывшей фабрики «Красное знамя» 17 декабря пойдут с молотка. Собственник выставил земельные участки и нежилые здания на торги в «Российский аукционный дом». Начальная стоимость лота — 1 млрд. 80 млн. рублей. Намерение владельца понятно. Ему самому освоение комплекса не потянуть, поскольку пришлось даже заложить один земельный участок и один корпус фабрики, а что возможно — сдать под автомойки, шиномонтаж и автостоянки для легковушек и строительной техники. Но есть возможность продать комплекс инвестору под строительство элитного жилья, а указанная цена предполагает именно редевелопмент территории под элитное жилье, поскольку только квартирами сейчас принято быстро окупать все вложения. Правда, градозащитники предупреждают потенциальных покупателей: жилье там строить нерентабельно. Пять основных корпусов предприятия являются объектами культурного значения, их снос и перестройка запрещены. То есть там просто нет места. А ограничения по высотности не дадут возводить небоскребы. Кроме того, сами они обещают вставать перед каждым бульдозером, которым кто-нибудь попытается снести находящиеся под охраной государства здания.

Полуразрушенные памятники конструктивизма необходимо сохранять, несмотря ни на что.

Им нужны Троцкий и Мендельсон

Мы не будем подробно останавливаться на истории фабрики. Тем более что в Сети про нее можно найти много информации, написанной профессиональными историками архитектуры. Скажем лишь, что весь комплекс зданий фабрики — уникальный представитель конструктивизма. Она строилась по проекту выдающегося немецкого архитектора Эриха Мендельсона, который в 1926 году расстарался для молодой социалистической страны и спроектировал нечто необычное. Идеи, пространство, плоскости, доминанты Мендельсона нашли как противников, так и последователей. Они потом достраивали фабрику в измененном виде. А Троцкий, не политик, а архитектор, стал преданным последователем Мендельсона, создав свой конструктивизм. Но об этом, как мы уже сказали, есть куча книг и куча статей в Интернете.

Сейчас задача — сохранить эти памятники промышленной архитектуры. Кто-то спросит — а нужно ли? Полуразрушенные корпуса из кирпича и бетона — кому они интересны?

Интересны, обыватель не поверит, но очень многих туристов наши матрешки не интересуют, а что-то подобное петербургскому классицизму можно, пусть и не в таких объемах, найти и в Европе. И они колесят по городу в поисках шедевров модернизма, авангарда, шедевров промышленной архитектуры. Им нужны Мендельсон и его «Красное знамя», им нужен Лев Серк и его солодовня на «Баварии», им нужен Ной Троцкий и его мясокомбинат и десятки других шедевров, которых у нас сохранилось очень много. Об этом корреспонденту «ВП» рассказала историк архитектуры Маргарита Штиглиц. В свое время она была начальником отдела промышленной архитектуры в КГИОП.

Успели до Матвиенко

До прихода их команды шедевры урбанистики не охранялись. Они пришли вовремя. И успели поставить под охрану около 700 зданий. Маргарита Сергеевна говорит:

— Мало. Но сколько успели. В начале двухтысячных даже выпустили книгу «Памятники промышленной архитектуры Петербурга». После чего наш отдел распустили.

Потом началась эпоха массовой приватизации и продаж под застройку. Мерзкое было время. Мало кто знает, что в  середине девяностых руководство фабрики «Красное знамя» закупило новое швейное оборудование и предприятие работало до конца девяностых. А потом застройщиков спустили с тормозов. И как ответственные руководители ни старались удерживать свои дела на плаву, многим, кто не нашел защиту в серьезных холдингах, этого так и не удалось. Например, директор «Красного знамени» очнулся в больнице, жестоко избитый. После этого он потерял фабрику. А подумать только, она могла бы работать до сих пор! Плюс — он человеком был увлеченным, наверняка открыл бы какой-нибудь музей если не конструктивизма, то хотя бы Мендельсона.

В общем, при Валентине Матвиенко отдел промышленной архитектуры закрыли. И пошло-поехало.

Вот «Баварию», чьи корпуса также были признаны объектами культуры, девелоперы отсудили и сняли охранную грамоту. В реестре осталась одна солодовня. Остальные, получается, можно сносить, хоть они и дореволюционные. Что, собственно, в данный момент и происходит — активно сносят.

Какими бы разрушенными не были цеха, они охраняются государством и сносить их нельзя.

Запретить легко

Но что же делать, когда вообще нет инвестора? Например, мясокомбинат — шедевр Троцкого на Московском проспекте — стоит, отданный всем ветрам и снегам, и разрушается.

Маргарита Сергеевна привела в пример Новую Голландию, где и памятники сохранили, и без элитного жилья обошлись. У владельца «Красного знамени» так не получилось.

Что же будет дальше? Этот вопрос мы задали в администрации Петроградского района. Ответил сам глава. Как мы поняли, руководителя района Юрия Гладунова этот вопрос волнует лично:

— О сносе объектов культурного наследия даже и речи идти не может. Это великие памятники архитектуры, разрушить которые никто и никогда не разрешит. Приспособление этих объектов под жилье практически невозможно ввиду конструктивных особенностей  зданий. А свободная площадь в рамках данной территории связана с серьезными ограничениями (по высотности и т. д.) и не обладает инвестиционной привлекательностью.

Правда, одной заботы мало. Легко запретить строить. Сложнее ответить на вопрос, что делать с памятниками дальше. И этот вопрос сейчас можно задать почти про любой архитектурный ансамбль, не вылизанный для туристических потоков.

Но, как сообщил корреспонденту «ВП» источник в КГА, у Петроградского района есть некоторые планы, которые там пока не хотят разглашать. В общем, есть намерение, и вполне реализуемое намерение, создать на территории «Красного знамени» центр культуры и отдыха. Мало того, подчеркивает источник, эта идея касается всей неосвоенной промышленной части Петроградской стороны. Поскольку жильем и бизнес-центрами она уже заполнена до предела.

Один из проектов, которых на самом деле множество.

Охраняются

1. ТЭЦ фабрики «Красное знамя» (Пионерская ул., 53, лит. Ф) — объект культурного наследия регионального значения.

2. Главный трикотажный цех (Пионерская ул., 53, лит. А) — выявленный объект культурного наследия.

3. Красильный цех (Пионерская ул., 53, лит. А) — выявленный объект культурного наследия.

4. Отбельный цех (Пионерская ул., 53, лит. А) — выявленный объект культурного наследия.

5. Чулочно-красильный цех (Пионерская ул., 53, лит. А) — выявленный объект культурного наследия.

↑ Наверх