Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Школьная пора по-фински

На зарплату учителя в Суоми нельзя разбогатеть, но можно жить достойно

В середине XIX века в Финляндии существовала прямая зависимость между продолжением рода и грамотой: не умеешь читать и писать — не женишься. Учили грамоте в церкви. Сегодня в финской школе царит равноправие, а церковь присутствует лишь уроками религии, да и то звучат голоса о замене их этикой. Увидеть систему образования изнутри российским журналистам помогла поездка, организованная МИД Финляндии, городом Хельсинки и агентством «FinnFacts».

Дети из детского сада «Клаара» в Центре игрового обучения.

Образование как политика

Командировка началась со встречи в Национальном управлении образования. Глава отдела статистики и международных отношений Кристиина Волмари символом финской системы образования назвала… северного оленя. Их много, они кому-то принадлежат, но гуляют самостоятельно. Так и финские учителя: теоретически относятся к управлению образования, работают по собственным программам и практически никем не контролируются. Между тем финская система образования набирает все больше рейтингов в мире. Как такое возможно?

Формирование системы в нынешнем виде началось лет тридцать назад и проходило постепенно. Определяющим стал принцип: образование имеет политический приоритет. Когда нет особых природных богатств, дивиденды обществу должно приносить хорошо образованное население. На практике это означает, что все ученики — и в Хельсинки, и в Лапландии — имеют одинаково качественное бесплатное образование. Только в высшей школе платными могут быть учебники и питание.

Второй принцип: децентрализация. Управление образования определяет общие рамки, школы на местах сами решают, как и чему учить, выбирают программы и учебники. Третий принцип — доверие. Учителя настолько квалифицированны и мотивированны, что не нуждаются в контроле. То есть никаких школьных инспекторов и проверок.

Запишите меня в учителя!

Профессор Яри Лавонен заведует кафедрой обучения учителей Университета Хельсинки и знает: чтобы стать учителем, нужно получить степень магистра в самом старом учебном заведении Финляндии. Не только будущие учителя, но и воспитатели детского сада должны пройти курс педагогики в университете. Нужны ли такие строгости? Нужны, считают в Финляндии. Воспитатели в саду и учителя в школе сталкиваются с личностями, и здесь весьма уместен врачебный принцип «не навреди». Наверное, поэтому отбор будущих учителей в Финляндии — один из самых жестких в мире.

Каждый год из 3 тысяч претендентов отбираются 120. Отбор включает две стадии: аттестат гимназии и экзамен по учебнику, который публикуется за месяц. Темы для экзамена — самые сложные вопросы педагогики. Затем интервью, цель которого — выяснить, насколько кандидат подходит для работы с детьми. Отбираются самые мотивированные и подготовленные кандидаты. В университете их ждет курс воспитательной психологии, тематические курсы и практика в школе. Для сравнения: в соседней Швеции конкурс на учительское образование отсутствует, а рейтинг специальности в обществе очень низкий.

Не так страшна математика, как ее представляют

Хорошо, когда все так хорошо, но это не означает, что финны не сталкиваются с разными проблемами в воспитании современных детей. В их решении помогают экспериментальные программы Университета Хельсинки. Например, пресловутые электронные гаджеты, которые приносят и пользу, и вред.

В Центре игрового обучения при университете воспитателей детсадов и ребят учат пользоваться ими по-умному. Шестилеткам из хельсинкского детского сада «Клаара» рассказывают здесь о мире цифр с помощью планшетов. Воспитатель рисует на экране двойку и показывает, что у людей есть две руки и две ноги. И так — с каждой цифрой. Дети увлеченно носятся по комнате, фотографируя по два, по три предмета и так далее. Здесь считают: чем раньше дети научатся пользоваться гаджетами как учебным инструментом, тем меньше будет впоследствии бездумных игрушек и сидения в Сети.

Но и контроль не отменяется. Максимум полчаса занятий с планшетом — и все на горку! Вокруг много игрушек, увлекательных уголков для лазания, все яркое и тактильно приятное, сделано местными художниками из местных материалов. Из соседней комнаты в огромное окно за игрой-обучением наблюдают воспитатели детского сада «Клаара». У них тоже урок: наблюдают и учатся учить детей математике.

В школу без формы

Едем дальше, в школу педагогической практики в районе Виики. Основана в 1869 году как школа для девушек, пережила несколько реформаций и переездов, сегодня школа полного цикла. На 940 учеников — около 100 учителей и 250 практикантов.

Урок игры на кантеле в школе педагогической практики в Виики.

Урок пения. Ученики сидят на полу, у каждого на коленях национальный инструмент кантеле. Наверняка эти дети уже знают, что первое кантеле сделал Вяйнямейнен — герой эпоса «Калевала». Вот оно, ненавязчивое патриотическое воспитание. Двое парнишек у микрофона явно фальшивят, но получают поддержку учителя: в первую очередь важно стремление ученика выполнить задачу. В финских школах не делят учеников по степени одаренности. Право на качественное образование имеет каждый, а будущие звезды проявят себя сами. Кстати, желающие могут брать дополнительные уроки, тоже бесплатно.

Шитье — занятие серьезное.

Идем по коридорам в другой класс на урок домоводства, а точнее, шитья. Принцип равноправия в действии: шить и строгать учат и мальчиков, и девочек. В школьных коридорах витрины с многочисленными рисунками, поделками, вязаными носками. Творчески-рукодельной теме придается большое значение. Осенью 2016 года, когда будут обновлены стандарты обучения, физкультура, рисование и искусство получат еще больше часов.

В следующем классе урок ведет практикант, а учитель наблюдает за процессом на заднем плане. Речь идет о яблоках, но это не просто урок биологии, а рассказ о том, как растут яблони, как за ними ухаживают и как яблоки оказываются в магазинах. Еще один принцип: давать знания не для экзаменов, а для жизни.

В перерыве обедаем вместе со школьниками: суп с сосисками или тофу, салат из огурцов, хлеб, молоко или кефир. Скромно, но бесплатно. Не хватает горячего чая, но его можно купить отдельно. Перерыв 45 минут, поэтому пока младшие на улице (и это обязательно в любую погоду), старшие обсуждают свои проблемы.

Лучший мастер по электрогитарам.

После перерыва опять идем на урок труда. Оборудование в классе — на зависть любому профессионалу. Ученики делают электрогитары. Почему электрогитары? Во-первых, учитель сам в прошлом рок-музыкант, во-вторых, инструмент сложный, требует квалифицированной работы с деревом и с электроникой. Можно получить реальные навыки, а на гитарах парни будут играть в своей команде.

Кстати, половина выпускников после школы получает профессиональное образование, но дальнейшая дорога в университеты, которые котируются очень высоко, никому не закрыта. В школах не принята форма: ее наличие не влияет на качество образования. Домашние задания в младших классах не задают. С первого по третий класс не ставят оценок вообще, а в старших классах оценки не имеют фатального значения. Отношение к каждому ребенку индивидуальное, по его способностям. Если к концу 9-го класса ученик набирает мало баллов, он может остаться на один дополнительный год и подтянуть свои знания. 

В проекте «Я и мой город» есть и поликлиника.

Я и мой город

Так называется программа, о которой чиновник высокого ранга однажды сказал: «Это самая бессмысленная идея, которую мне когда-то изложили». Сегодня создатель программы Томи Алакоски с гордостью говорит, что учебный модуль «Я и мой город» получил премию за лучшую инновационную идею в области образования в мире и был награжден Европейской комиссией. Задача программы — показать шестиклассникам, как функционирует общество, и заставить задуматься о своем месте в нем.

В столичном регионе учебная программа «Я и мой город» проходит в Музее техники, недалеко от Хельсинки, а всего таких центров восемь в разных регионах Суоми. В 2010 году в программе участвовали 800 школьников, в 2014-м — 40 тысяч, то есть 70 процентов шестиклассников по всей стране.

В центре школьники проводят день, ему предшествуют 10 уроков в школе. Детям объясняют, почему родители каждый день ходят на работу, откуда берутся деньги, что такое налоги и прочие азы жизни. Они должны выбрать профессию, которой будут заняты в городе. Музею техники выделили помещение, в котором расположились мэрия, полиция, больница, редакция местной газеты, банк, кафе, парикмахерская и прочие заведения. Школьники приходят в город и в первую очередь получают кредит от банка. На эти деньги город будет жить день, в конце дня деньги вернутся в банк. Деньги настоящие, проект поддерживают предприятия и местные банки, которые заинтересованы в финансовой грамотности молодежи.

— Мы не ждем, что в 6-м классе они сделают выбор на оставшуюся жизнь, — говорит Томи Алакоски, — случаются курьезы: генеральный директор сам себя увольняет, или сотрудники выгоняют генерального директора, но бывает и так, что сразу видно, в какой профессии из ребенка будет толк. В любом случае этот опыт поможет им, когда придет время определиться с дальнейшим направлением в учебе.

Школьная столовая.

↑ Наверх