Газета выходит с октября 1917 года Friday 20 сентября 2019

Школьникам предложили два по сто

Лучшие ли книги и фильмы выбраны для учащихся?

Итак, «литературный» и «киношный» списки для изучения в школах опубликованы. Списки обнародовали Минобр и Минкульт. Однако их обсуждение началось, и уже слышится критика в адрес выбранных для изучения шедевров: дескать, и в том и в другом реестре слишком много исторических баталий, отечественных войн. Но позвольте: если школьники не знают, когда началась Великая Отечественная война, и путают поход Наполеона на Россию с нападением Гитлера, что в этом хорошего? Другое дело, что многим современным школьникам интереснее тот же Дж. Р. Р. Толкиен с его гномами, эльфами, хоббитами и «Братством кольца». Однако Толкиен не был включен ни в один из перечней, хотя по его «Хоббиту» изучают английский в российских пединститутах.

Еще одна деталь — в отличие от «литературного списка», где значатся книги русской и советской классики, а также шедевры бывших советских республик (как например, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели), фильмы, с которыми должны ознакомиться школьники, — в основном советские. А это наводит на мысль, что за постсоветский период никто из российских режиссеров не создал ничего путного. Исключение составляет автор идеи Никита Михалков — он один такой: его «Утомленные солнцем», снятые в 1994 году, фигурируют в реестре (кроме того, Никита Сергеевич оказался и самым востребованным — помимо этой картины рекомендованы еще два его фильма советского периода: «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976) и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979).

Непонятно, с какого перепугу в школьный «киношный» список попали интересные только специалистам дореволюционные «Пиковая дама» Якова Протазанова с Иваном Мозжухиным в главной роли (1916) и восьмиминутный «Стенька Разин» Владимира Ромашкова (1908), считающийся первым русским художественным фильмом, — видимо, с одной целью: познакомить детей с немым кино.

А вот нашумевшая в свое время («безнравственная»!) лента «Маленькая Вера» (1987) Василия Пичула, предлагаемая к просмотру, надо полагать, «просветит» подростков в делах амурных.

Школьников познакомят с «Маленькой Верой», кадр из одноименного фильма

Конечно, не обошлось и без повторов. Например, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева, «Республику Шкид» Белых и Пантелеева рекомендуют и прочитать, и посмотреть.

Удивительно и то, что в «литературном» списке нет Чехова, хотя в «киношном» реестре он в фаворе — есть и «Дама с собачкой», и «Плохой хороший человек» (оба — Хейфица), и «Дядя Ваня» Кончаловского.

Словом, списки составлены, но претензии к ним со стороны родителей, учителей, педагогической общественности остаются — ведь, как уже было отмечено, вместо «золотой сотни» опять список внеклассного чтения получается.

«Вечёрка» попросила ответить петербургских специалистов на три вопроса:

1. Все ли вас устраивает в перечнях литературных и киношедевров?

2. Какие произведения вы предложили бы включить/вычеркнуть?

3. Повлияют ли на формирование личности школьника предложенные произведения?

Почетный гражданин Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ, учитель начальных классов Второй Санкт-Петербургской гимназии Лариса Листова:
1. Не могу сказать, что списки шедевров меня полностью устраивают. Ведь, изучая какие-либо исторические темы, я все равно обращаю внимание детей на те или иные книги и фильмы. Например, рекомендую к прочтению книги Бэлы Прилежаевой-Барской, которая описывает, как жили наши предки-славяне, или «Исторические повести» Сергея Алексеева... Мне кажется, не обязательно составлять списки — каждый учитель нужные книги или фильмы и так сам определяет, чтобы воспитывать лучшие качества у наших детей — патриотизм, нравственность, опять же ребята получают задание на лето... Но в целом я согласна с тем, что такие списки нужны, потому что это наша классика, наше наследие, это то, что — в конечном итоге — хотелось бы, чтобы наши дети прочитали или посмотрели.

2. Я бы включила и в литературный список, и в перечень киношедевров повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» — думаю, это произведение на все возрасты, включила бы и современные рассказы по истории для детей Юлии Михайловой. Ведь мы учим стихи Пушкина, Тютчева, и, бывает, во рту язык сопротивляется произношению тех или иных звуков, но мы учим — что делать! Хотя можно найти прекрасные стихи и у современных поэтов — Михаила Яснова, например. А вот фильм «Маленькая Вера» не показывала бы ребятам, вернее, показывала бы отдельно мальчикам и девочкам, потому что при обсуждении могут возникнуть неудобные вопросы. Помните, лет 15 назад в школе преподавался такой предмет — «Этика и психология семейной жизни»? Я помню старше-классников, которые выходили с урока с округлившимися глазами и не могли понять, почему так откровенно ведутся беседы об интимной жизни. И что теперь с этим поколением? Какой результат мы получили?

Кадр из картины «Обыкновенный фашизм»

3. Конечно, прочитанные и просмотренные шедевры приводят к каким-то раздумьям, оставляют следы в душе у ребят... Но понимаете, в чем дело, у нас год от года меняется родительская позиция, она отходит на второй план. Начиная с 5-го класса у детей возникает потребность в серьезном разговоре, но рядом нет взрослых, которым можно доверять, а родителям они рассказывать боятся. К счастью, я отношусь к тем учителям, которым доверяют, — ко мне бегает за каким-то советом и мой 7-й класс, и десятиклассники, и малыши, и даже родители приходят посоветоваться. И я скажу: очень важно, чтобы возле 10-летнего или 15-летнего ребенка, когда у него возникают вопросы, нашелся взрослый, который ответит так, как должно быть. А наши подростки по сути варятся в своей сфере и не находят ответы, а поступают так, как им какой-то фильм или книга подсказывает. Поэтому ребенка нужно оградить от некачественных произведений, и, вероятно, предлагаемые списки помогут нам это сделать, но мы должны понимать, что таким образом не закроем от детей современный мир. Я — за индивидуальный подход, но что-то — обязательно для всех.

 

Кандидат филологических наук, доцент кафедры искусствознания Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, председатель Православного педагогического общества Санкт-Петербурга, профессор-консультант Ярославского областного института развития образования Василий Семенцов:
1. Не могу сказать, чтобы я был сильно против списков, — меня радует то, что хотя бы этим озаботились, что вводится хоть какой-то разумный ценз из того, что предлагается детям в киноискусстве. К книгам тоже.

2. Особых предложений у меня нет. Но у меня есть претензии к подходу. Получается, что учителю, человеку с высшим педагогическим образованием, не очень доверяют. А учителя — люди очень творческие, и если им не доверять, то они опустят руки и скажут: ну вы сами все решили, сами все и делайте. Учитель — не прокладка в моторе между блоком цилиндров и клапанами, это, повторяю, творческий человек, чьи права подтверждены дипломом, он постоянно повышает квалификацию, и он лучше чувствует ситуацию, чем чиновник, который определил ему сто книжек и фильмов. Дети все — разные, кому-то нужны эти книжки, кому-то — совершенно другие. И вся эта чрезмерная стандартизация, заадминистрирование, заорганизовывание современной школы лишает учителя возможности творчески подходить к делу, лишает его потенциала. И это очень обидно — такое нарастающее недоверие к учителям не со стороны детей и родителей, а со стороны администрации! Ведь есть известные стандарты, изданы программы, есть рекомендованный министерством учебник, что еще нужно? Дайте учителю хоть немножко свободы, хоть в каких-то рамках. Тем более что мы всегда фильмы и книги с детьми обсуждали, особенно тогда, когда администраторы не запрещали сочинение, как сейчас.

Я хочу сказать, что в итоговых сочинениях выпускников школы всегда была тема: какой фильм смотрели, какую книгу прочитали. Почему учителю предложили только эти сто книг и сто фильмов? Ведь школа — не фабрика, нельзя механически превращать всех в болванки — и детей, и учителей. Можно определить направление, сказать, какие книги нельзя включать по определенным цензурным соображениям, какие — можно. Но жесткого ограничения рамками таких списков не должно быть, это же попытка программировать непрограммируемое.

Кадр из фильма «Андрей Рублев»

3. В зависимости от того, какие у меня дети, в каком они классе учатся, я бы менял этот список. Это мое учительское право, мой подход — я вижу детей, в конце концов! Пятиклассники с компьютером сидят 24 часа в сутки, их трудно от него оторвать — у них инфантилизм, и они не готовы к тому, чтобы серьезно воспринимать многие книги и фильмы. И тут я бы начал с детских книг, добрых и хороших мультфильмов — скажем, об Илье Муромце, с фильма «Александр Невский». Надо не просто поставить «галочку» и идти дальше, а смотреть — усвоил ли эти произведения ребенок, принимает ли он их или над всем этим смеется... Логика искусствоведов, рекомендующих для просмотра ребенку фильм «Стенька Разин», мне понятна, но это логика людей, которые, по моему мнению, не очень хорошо себе представляют обстановку в современных образовательных учреждениях. Я сейчас работаю со студентами, принимал в сессию экзамен по русской литературе у первокурсников — у них отличные оценки по ЕГЭ, они поступили на бюджетное отделение. Они, конечно, прочитали и Пушкина, и Толстого, но их уровень понимания не соответствует выпускнику школы. Их готовность в дальнейшем общаться с книжками — нулевая, вот где беда! Пусть этих книг будет поменьше, но пусть они будут усвоены, пережиты и любимы — вот чего не хватает современным школьникам. Привинтить ребенка к стулу и заставить его смотреть фильмы и читать книги из списка, думаю, не получится — в противном случае они будут читать в Интернете краткое содержание, и все опошлится. И будет ложь вместо культуры.

Но у нас назад не ходят. И ситуацию со списками, конечно, можно обратить во благо, если, повторяю, изменить подход — сделать его не количественным «100 + 100», а качественным. И во главу угла поставить личность грамотного, высокодуховного, подготовленного учителя, любящего своих учеников, который в состоянии сам принимать творческие решения и отвечать за них перед обществом, государством.

 

 

Проект списка «100 фильмов» (список книг «ВП» уже публиковал):

1. «А если это любовь?» — Ю. Райзман. 1961.

2. «А зори здесь тихие» — С. Ростоцкий. 1972.

3. «Адмирал Нахимов» — В. Пудовкин. 1946.

4. «Айболит-66» — Р. Быков. 1966.

5. «Александр Невский» — С. Эйзенштейн. 1938.

6. «Андрей Рублев» — А. Тарковский. 1966.

7. «Аэлита» — Я. Протазанов. 1924.

8. «Баллада о солдате» — Г. Чухрай. 1959.

9. «Бег» — А. Алов, В. Наумов. 1970.

10. «Белеет парус одинокий» — В. Легошин. 1937.

11. «Белое солнце пустыни» — В. Мотыль. 1969.

12. «Белорусский вокзал» — А. Смирнов. 1970.

13. «Берегись автомобиля» — Э. Рязанов. 1966.

14. «Бесприданница» — Я. Протазанов. 1936.

15. «Бриллиантовая рука» — Л. Гайдай. 1968.

16. «Броненосец «Потемкин» — С. Эйзенштейн. 1925.

17. «В бой идут одни «старики» — Л. Быков. 1973.

18. «В огне брода нет» — Г. Панфилов. 1968.

19. «Веселые ребята» — Г. Александров. 1934.

20. «Внимание, черепаха!» — Р. Быков. 1969.

21. «Война и мир» — С. Бондарчук. 1965 — 1967.

22. «Волга-Волга» — Г. Александров. 1938.

23. «Восхождение» — Л. Шепитько. 1976.

24. «Гамлет» — Г. Козинцев. 1964.

25. «Дама с собачкой» — И. Хейфиц. 1960.

26. «Дворянское гнездо» — А. Кончаловский. 1969.

27. «Девять дней одного года» — М. Ромм. 1961.

28. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — Э. Климов. 1964.

29. «Доживем до понедельника» — С. Ростоцкий. 1968.

30. «Друг мой, Колька!» — А. Салтыков, А. Митта. 1961.

31. «Дядя Ваня» — А. Кончаловский. 1977.

32. «Ежик в тумане» — Ю. Норштейн. 1975.

33. «Живые и мертвые» — А. Столпер. 1963.

34. «Застава Ильича (Мне двадцать лет)» — М. Хуциев. 1964.

35. «Звезда» — А. Иванов. 1949.

36. «Земля» — А. Довженко. 1930.

37. «Зеркало» — А. Тарковский. 1974.

38. «Золушка» — Н. Кошеверова, М. Шапиро. 1947.

39. «Иван Грозный» (1 — 2-я серии) — С. Эйзенштейн. 1944 — 1946.

40. «Иваново детство» — А. Тарковский. 1962.

41. «Иди и смотри» — Э. Климов. 1985.

42. «Илья Муромец» — А. Птушко. 1956.

43. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — А. Кончаловский. 1967.

44. «Калина красная» — В. Шукшин. 1973.

45. «Ключ без права передачи» — Д. Асанова. 1976.

46. «Королевство кривых зеркал» — А. Роу. 1963.

47. «Красные дьяволята» — И. Перестиани. 1923.

48. «Крылья» — Л. Шепитько. 1966.

49. «Курьер» — К. Шахназаров. 1986.

50. «Летят журавли» — М. Калатозов. 1957.

51. «Маленькая Вера» — В. Пичул. 1987.

52. «Марья-искусница» — А. Роу. 1959.

53. «Мать» — В. Пудовкин. 1926.

54. «Машенька» — Ю. Райзман. 1942.

55. «Месть кинематографического оператора» — В. Старевич. 1913.

56. «Мечта» — М. Ромм. 1941.

57. «Молодая гвардия» — С. Герасимов. 1948.

58. «Монолог» — И. Авербах. 1972.

59. «Морозко» — А. Роу. 1964.

60. «Начало» — Г. Панфилов. 1970.

61. «Не горюй!» — Г. Данелия. 1969.

62. «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — Л. Кулешов. 1924.

63. «Неоконченная пьеса для механического пианино» — Н. Михалков. 1976.

64. «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» — Н. Михалков. 1979.

65. «Неуловимые мстители» — Э. Кеосаян. 1966.

66. «Новый Гулливер» — А. Птушко. 1935.

67. «Обыкновенный фашизм» — М. Ромм. 1966.

68. «Они сражались за Родину» — С. Бондарчук. 1975.

69. «Освобождение» — Ю. Озеров. 1972.

70. «Охота на лис» — В. Абдрашитов. 1980.

71. «Пацаны» — Д. Асанова. 1983.

72. «Петр Первый» — В. Петров. 1937.

73. «Печки-лавочки» — В. Шукшин. 1972.

74. «Пиковая дама» — Я. Протазанов. 1916.

75. «Плохой хороший человек» — И. Хейфиц. 1973.

76. «Подвиг разведчика» — Б. Барнет. 1947.

77. «Покаяние» — Т. Абуладзе. 1984.

78. «Подранки» — Н. Губенко. 1976.

79. «Проверка на дорогах» — А. Герман. 1972.

80. «Путевка в жизнь» — Н. Экк. 1931.

81. «Радуга» — М. Донской. 1943.

82. «Республика Шкид» — Г. Полока. 1966.

83. «Семеро смелых» — С. Герасимов. 1936.

84. «Смелые люди» — К. Юдин. 1950.

85. «Стенька Разин (Понизовая вольница)» — В. Ромашков. 1908.

86. «Сто дней после детства» — С. Соловьев. 1975.

87. «Собачье сердце» — В. Бортко. 1988.

88. «Судьба человека» — С. Бондарчук. 1959.

89. «Тихий Дон» — С. Герасимов. 1957 — 1958.

90. «Утомленные солнцем» — Н. Михалков. 1994.

91. «Холодное лето пятьдесят третьего» — А. Прошкин. 1987.

92. «Чапаев» — Г. Васильев, С. Васильев. 1934.

93. «Человек с киноаппаратом» — Д. Вертов. 1929.

94. «Чужие письма» — И. Авербах. 1975.

95. «Чук и Гек» — И. Лукинский. 1953.

96. «Чучело» — Р. Быков. 1983.

97. «Школьный вальс» — П. Любимов. 1978.

98. «Щит и меч» — В. Басов. 1968.

99. «Юность Максима» — Г. Козинцев, Л. Трауберг. 1934.

100. «Я шагаю по Москве» — Г. Данелия. 1963.

 

↑ Наверх