Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Плац. Холодное утро 2011-го

Новобранцев в Сертолове встретили теплыми казармами

15 ноября личный состав воинской части в Сертолове — филиала учебного центра МВД № 456 — отмечал День призывника. Сюда из военкоматов Петербурга поступили 20 новобранцев. Чествовать их прибыла толпа народу — гарнизонные командиры, военком, важные гости из горкомитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, а также школьники из разных районов — будущие призывники. Которым лица, ответственные за призывные кампании, пытались объяснить, что служить Родине — это важно и нужно.

Началось все, как и полагается в армии, с построения на плацу. А это, наверное, было первое такое холодное утро нынешней осени. Многие мальчишки были одеты не по погоде. И откровенно мерзли. Но армия есть армия — с 10.30 до 11.50 приказано находиться на улице, значит, надо выполнять. Праздник был обставлен со всем необходимым антуражем. Сначала патриотические выступления отцов-командиров. Потом скромная «ВДНХ» — выставка вооружения, боевого транспорта, экскурсия в теплые, по счастью, казармы, первые попытки разобрать и собрать автомат Калашникова. После — концерт уже в теплом зале местного клуба. По его окончании двадцати новобранцам от правительства города были подарены сим-карты, чтобы те могли во время службы бесплатно разговаривать с родственниками.

Пока шел концерт (программа — от показа зрелищных приемов рукопашного боя до песен, танцев и выступлений сатириков с шутками про армию), корреспондент «ВП» схватил за пуговицу какого-то майора и попросил показать учебные классы воинской части да и рассказать, что здесь и как.

В общем, для справки: в Сертолове чисто учебная часть. Сюда призываются в основном новобранцы с высшим образованием или школой ДОСААФ за плечами. Здесь у них три месяца напряженной учебы на сержантов по 15 воинским специальностям — на командира БМП, командира танка, командира автомобильного отделения и так далее. После чего несколько срочников остаются в части сержантами для обучения новобранцев, а остальные разъезжаются по России. Последние выпускники учебки пополнили части северных регионов и Московской области. Раньше учили полгода. Сейчас — три месяца. Поэтому программа насыщенная. Распорядок — армейский.

В 6.30 — подъем, в 7.00 — завтрак. Потом учеба, она длится восемь часов, из них 4 часа уделяется непосредственно боевой и физической подготовке. Есть обед с тихим часом. В 20.00 — ужин. В 22.00 — вечерняя поверка и отбой.

С недавних пор кормят хорошо. Потому что этим занялся гражданский пищевой комбинат.

Корреспондент «ВП» спросил про дедовщину у пробегавшего мимо упитанного ефрейтора. Тот представился Алексеем и сказал, что на дедовщину тут просто времени нет: «А потом, я вот останусь здесь сержантом. Я очень похож на злого деда?»

Не похож. Но вернемся в учебные классы. Кроме кабинетов по изучению матчасти на примере реальных, только разобранных машин, кроме тренажеров-кабин, которые вполне реально моделируют условия управления танками и БМП, у части есть два полигона. Сертоловский — для обучения вождению БМП — и Карболовский — танковый.

Хорошие тренажеры дают почувствовать все неровности пересеченной местности, по которой обычно движутся танки и БМП.

Механику новобранцы изучают по разобранным, но настоящим боевым машинам.

Правда, сейчас в классах находились не срочники, а контрактники, которых присылают сюда из разных регионов для повышения квалификации. А в одном классе среди «зеленых» гимнастерок затесался и черный бушлат. Моряк с Северного флота — Александр. Он рассказал корреспонденту «ВП», что там, на севере, он получает 27 тысяч рублей в месяц со всеми надбавками. Но цены там на порядок больше, чем на Большой земле. Поэтому выходят те же 10 — 15 тысяч рублей, которые получают контрактники, служащие в средней полосе России.

А наш экскурсовод пояснил, что сейчас надо развивать именно контрактную службу. И объяснил почему. Год службы, три месяца в учебке — по сравнению с шестью месяцами, которые были раньше, — мало. После трех месяцев из новобранцев в принципе получается такой же водитель, какие выходят из наших автошкол. После учебки — служба. Во время которой мастерство обычно совершенствуется. Для этого нужны учения. Но если раньше за два года срочник участвовал в трех-четырех учениях, то сейчас хорошо, если попадет на одно. А одно — это только понюхать. Что-то понять и сделать он сможет только на втором учении. И дело не только в маневрах на полигоне. Обычно воинские части выезжают на учения в другие регионы, для этого надо собрать и транспортировать боевую технику. Это тоже боевая наука — как сборы, так и транспортировка. И например, сборы, на которые требовалось не больше часа, сейчас зачастую из-за незнания занимают по полдня.

Все кадровые офицеры утверждают в один голос, что воспитывать «годков» нерационально. Лучше без срочников, а мобилизационный запас можно формировать таким способом — призывать парней на три месяца, гонять их в учебке и отпускать обратно. Навыки получат те же, что сейчас за год службы.

А контрактники, как отметили местные командиры, сейчас пошли грамотные. Многие идут принципиально, когда чувствуют или призвание, или невостребованность на гражданке. И это — настоящие боевые единицы.

Школьникам, которые приезжали в этот день в часть, всего этого не говорили. А зря. Их бы вместо концерта в учебные классы с умным майором!

 

Михаил ТЕЛЕХОВ, фото автора
↑ Наверх