Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Шоколадка для классика

Корреспонденты «ВП» побывали на Дне Достоевского и убедились, что этот новый праздник, пожалуй, самый петербургский по духу

У станции метро «Владимирская» было столпотворение. Крики, смех, шум. Море улыбающихся лиц. День Достоевского, придуманный в 2010 году тогдашним председателем комитета по культуре Антоном Губанковым, быстро вписался в жизнь города. И вот уже в четвертый раз в первую субботу июля в Кузнечный переулок выплескивается карнавал — временами лихорадочно веселый, а порой мрачноватый. Впрочем, карнавалу и полагается быть таким, двуликим, ведь никогда не знаешь, кто прячется под маской, как неведомо и то, что уготовила тебе судьба за ближайшим поворотом.

Классик великой русской литературы лично поблагодарил всех артистов, участвовавших в праздничном балете.


«Что здесь такое? — задавались вопросом люди, выходившие из метро. — День рождения Достоевского?». 

«Нет-нет, вовсе не день рождения! — терпеливо объясняли девушки-волонтеры, собиравшие желающих отправиться на экскурсии по местам Достоевского и его литературных героев. — Праздник всегда проходит в начале июля. Потому что именно в это время подходят к концу белые ночи, с которыми у Достоевского было так много связано и в жизни, и в творчестве, и в его ощущении Петербурга».

И еще — в честь «Преступления и наказания», одного из самых знаменитых произведений русской классической литературы, по которому по сей день образованные иностранцы судят о «загадочной русской душе». Именно в начале июля, «в чрезвычайно жаркое время, под вечер», из дома №19 по Гражданской улице вышел красивый молодой человек, чтобы стать навеки знаменитым. Он был одет не по погоде — в шляпу и пальто, под полами которого прятал топор…

Девушек во все времена тянуло к плохим парням.

Выкрашенный золотой краской Раскольников в пальто и шляпе стоял на постаменте рядом с еще тремя живыми скульптурами. Это — актеры театра «БИТКОМ», мужественно изображавшие героев Достоевского из «Преступления и наказания» и в течение многих часов стоявшие почти неподвижно. Это на жаре-то, под слоем краски! 

Самым большим успехом пользовался, конечно же, Раскольников. Особенно у молодых девушек, которых, как известно, так и тянет к плохим парням. «Родион, уделите мне, пожалуйста, внимание!» — умоляли Раскольникова девушки. И Родион уделял, замахиваясь топором. Девушки визжали от счастья и жути, а подруги тем временем щелкали фотоаппаратами. Блестящие снимки для аватарок «Вконтакте»! 

Старуха-процентщица, сжимавшая в цепких пальцах кубышку, была менее популярна. Мелочь, которую пытались ей сунуть сердобольные горожане, она не брала, но и кубышку из рук не выпускала, а особо ретивым показывала фигу. 

Раскольников устал от поклонниц!

Затем от памятника поклонники писателя направились к Музею-квартире Достоевского. Многие несли транспаранты с забавными надписями: «Достоевский FOREVER», «Родя, ты не прав», «Не губите Сонечку!», «Маленький человек, не сдавайся!», «Я люблю идиота».

Больше всего корреспондентам «ВП» понравился плакат, который несла девушка в очках. Воспроизвести лозунг в тексте невозможно, потому что он состоял из двух слов и одного символа. Слово «я», затем изображение головного мозга, ну а потом «Достоевский». То есть девушка Достоевского любит, но интеллектуальной любовью.

Молодой парень, на вид не старше 15 лет, держал плакат «Достоевский рулит», а его приятель гордо поднимал вверх лозунг, возвещающий, что он читает Достоевского. «Эка невидаль!» — подумали корреспонденты «ВП» и поинтересовались у паренька, действительно ли он читал классика и что именно. Юноша надменно заявил, что прочитал все произведения Достоевского от корки до корки. Экзаменовать его мы не могли, пришлось поверить на слово. 

Алеша Карамазов — воплощение кротости.

А в Кузнечном переулке уже раздавались звуки музыки, в которой можно было узнать «Танго Маргариты» Альфреда Шнитке: на импровизированном подиуме, выстроенном в Кузнечном переулке, началось представление «ФМД-театра» «Версия-4», разыгранное артистами различных петербургских театров. Раскольникова, облаченного с необыкновенной элегантностью во все черное, сыграл Владимир Колганов из Александринки. Его драматический дуэт с Аленой Ивановной, на бедную голову которой он обрушил топор, был одним из самых впечатляющих моментов «интеллектуального шоу», которое комментировала жена Достоевского Анна Григорьевна Сниткина. За шоу наблюдали не только горожане, заполонившие переулок, но и жители окрестных домов, которые  свешивались из раскрытых окон. И целых два Достоевских: стоявший на балконе музея-квартиры артист и нарисованный на плакате плейбой, облаченный в стильные джинсы и клетчатую рубашку. 

Блестящий спектакль напоминал балет, артисты создавали образы героев Достоевского с помощью пластики, и обуревающие их страсти были понятны даже тем, кто никогда не читал произведений классика. Корреспонденты «ВП» заметили трех молодых людей восточного вида, в белых передниках. Привлеченные громкой музыкой, они покинули рабочие места на Кузнечном рынке да так и замерли, с восторгом глядя во все глаза на разыгрывающиеся перед ними сцены из «Идиота», «Преступления и наказания», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Конечно, мы задали им вопрос, любят ли они Достоевского, но оказалось, что парни не говорят по-русски.

Актеры мастерски передавали все страсти, терзавшие героев Достоевского, средствами одной лишь пластики.

Шоу мы досмотрели до конца, а затем отправились к «Владимирской», возле которой красовался огромный крокодил. Тут пасть его распахнулась, и оттуда высыпало человек десять — взрослые и дети. Это был балаган знаменитого театра «Кукольный формат». Его руководитель Елизавета Богословская пригласила ваших корреспондентов прямо в пасть крокодилу, чтобы посмотреть на бородатую женщину и другие диковинки. «Это не спектакль, а своеобразная заявка на спектакль, который мы хотим сделать по фантасмагорической повести Достоевского «О муже, съеденном крокодилом». Кстати, очень актуальное произведение, всем рекомендую!» — рассказала Елизавета Богословская. На вопрос корреспондента «ВП», чем ей так дорог День Достоевского, ответила: «Без Достоевского в Петербурге никак не обойтись. В этом городе он на каждом шагу напоминает о себе,  он жив, его герои вечны, Раскольниковых — миллионы. Прежние массовые праздники часто  напоминали первомайские и ноябрьские демонстрации. А этот праздник — именно петербургский. Наш театр уже не первый год участвует, и каждый раз подходят люди, начинают говорить о Достоевском, о его темах, героях… У нас есть спектакль «Преступление и наказание», который мы показывали во многих странах. И везде нас понимают без перевода». 

Покидая праздник, мы подошли к памятнику Достоевскому, усыпанному цветами. У одной пожилой петербурженки, пришедшей на праздник, цветов с собой не было, и она положила к ногам писателя плитку шоколада.

↑ Наверх