Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Шукшин «с дистанцией»

К истории постановок в Петербурге

Казалось бы, разве могут быть совместимы Петербург и Шукшин? Одно дело ставить и играть Шукшина на родине, в Сибири. А тут — город-декорация, город умышленный, красивый строгой академической красотой... и автор, всем своим творчеством противостоявший нарочитости и декоративности. Имя которого стало синонимом простоты и деревенской ясности сознания.

«Печки-лавочки». 1972 год.


Впрочем, еще в 1979 году, спустя пять лет после смерти Шукшина, критик Наталья Казьмина писала: «Пожалуй, именно театр подтвердил догадку, что Шукшин не был ни простодушен, ни узнаваем». 

Ленинград стал одним из первых городов, давших шукшинским произведениям сценическую жизнь. Первой была Москва: историю «театра Шукшина» отсчитывают с 1973 года, когда Андрей Гончаров поставил шукшинские рассказы на учебной сцене ГИТИСа (позже студенческий спектакль «Характеры» вошел в репертуар Театра имени Маяковского, которым руководил Гончаров). А в 1974 году состоялась ленинградская премьера — «Энергичные люди» Георгия Товстоногова, спектакль, которому суждено было стать долгожителем. Репетиции подарили труппе БДТ возможность встречи с автором: Василий Макарович читал свое произведение на труппе, и его голос, читающий ремарки, включался во время действия. Спектакль, в котором играли Евгений Лебедев, Эмма Попова, Валентина Ковель, пользовался огромной зрительской любовью, и актеры даже играли отдельные фрагменты из него — в рамках концертных программ.

Может быть, чтобы уловить и воплотить на сцене «шукшинское», требовалось как раз взглянуть на Шукшина с дистанцией, какую могли себе позволить артисты «академичного» Ленинграда? И эта «остраненность» сильней оттеняла природу автора? Недаром ведь едва не самым точным попаданием считается исполнение Сергея Юрского, читавшего Шукшина на эстраде с середины 1970-х. В книге «Кто держит паузу» Юрский пишет о волнении, с которым он, актер на сугубо «интеллигентные роли», работал над «Характерами». 

Говорят, когда Елизавета Уварова (каждый знает ее как Арину Родионовну из «Усатого няня») снималась у Шукшина в фильме «Печки-лавочки», он носил ее на руках, не в силах поверить, что подлинное деревенское начало воплотила она — артистка академического Театра Комедии. (Там же, в Театре Комедии, шел в конце 1970-х весьма популярный спектакль «Характеры» режиссера Валерия Раевского).

«Простая история». 1960 год.

Взглянуть на Шукшина «с дистанцией», конечно же, позволял кукольный театр. В 1977 году Большой театр кукол показал ленинградцам спектакль по сказке об Иване-дураке «До третьих петухов» в постановке Виктора Сударушкина. Комедийные, шаржевые сценки разыгрывались при помощи кукол, а сценки, требующие более сложных внутренних переживаний — в живом плане. 

Произведения Шукшина, испытав всесоюзный театральный бум после его смерти, появлялись на сцене все реже, уступая место другим авторам. Самый известный спектакль новейшего времени — «Рассказы Шукшина» в московском Театре Наций (их играли в Петербурге в рамках гастролей). Режисер Алвис Херманис, словно ощутив, насколько велика разница между ушедшей шукшинской натурой и нашим временем, не стал эту разницу скрывать. Напротив — усилил ее, сознательно «пригламурив» всем известные рассказы в исполнении Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой.

Если говорить о Петербурге, то сегодня он, напротив, чурается выводить Шукшина на большую академическую сцену, доверяя исполнять его театрам в материальном отношении скромным, малоформатным. В прошедшем сезоне состоялись три шукшинские премьеры. В выборгском театре «Святая крепость» Георгий Цнобиладзе поставил «А поутру они проснулись». Студенты Юрия Гальцева играют в Театре Эстрады «Шуры-муры». А Михаил Левшин, худрук театра «Комедианты», поставил спектакль «Земляки». Кстати, на сайте «Комедиантов» висит объявление, что театр собирает деньги, чтобы снять на основе спектакля фильм. Значит, театр ощущает необходимость не только пробраться к шукшинской «жизни человеческого духа», но также ее запечатлеть.

↑ Наверх