Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Сибирский молельник, или Де-де-депардье

На экраны выходит фильм «Распутин» с Жераром Депардье в главной роли — очередная ритуальная клюква

Французская звезда, пытаясь создать образ старца, сыгравшего роковую роль в истории России, вещает что-то «духовное» в стиле американских пасторов и пляшет пьяный под цыганские скрипки, а князь Феликс Юсупов разгуливает по Петербургу исключительно в женском платье…

Год назад великий франко-русско-бельгийский актер Жерар Депардье снимался в рекламе магазина «Елисеевский» — посреди колбас, эклеров, зеркал, колонн и толпы статистов в костюмах фин-де-сьекль. Раскрасневшийся Депардье тогда неуклюже топтался по залу и что-то кричал на ломаном русском.

Сейчас кажется, что та реклама деликатесов была роликом к новому фильму Ираклия Квирикадзе «Распутин», где, как известно, Депардье играет знаменитого старца. 

Тем более, что и снимались фильм с роликом примерно в одно время. Ощущение такое, что сразу после «Елисеевского» Депардье, статистов в костюмах и горы пирожных забросили в грузовик и повезли по дворцам Петербурга и пригородов. Француза обрядили в белую рубаху и наклеили ему бороду. Получился «Распутин».

Эстетику, в общем, оставили ту же самую, рекламную: «как упоительны в России вечера» и прочая пошлость-ампир, которой позавидовал бы любой сибирский цирюльник. Ее, эту сторону русской души, особенно хорошо понимают и любят изображать западные артисты, не говорящие по-русски ни слова.

Что касается сюжета, то над ним, похоже, работал особый специалист. Знаете, бывают в исторических передачах канала BBC такие псевдо-документальные врезки, когда статисты в костюмах условно разыгрывают некое событие. В новом «Распутине» все пропитано именно этим духом.

Ни о какой трактовке, интерпретации образа, исторической перспективе тут даже речь не идет. Это такие веселые картинки.

Сцена одна. Невероятно широкий Депардье в рубахе, в шубе вещает поселянам что-то духовное, выражаясь не слогом сибирского мужика, но, скорее, американского пастора-баптиста.

Сцена другая. Депардье в Петербурге вылечивает цесаревича и слушает Шаляпина вместе с царской семьей. Крупным планом — презрительные лица аристократии.

Сцена третья. Депардье напивается в питерском кабаке и пускается в пляс под цыганские скрипки. Очевидно, эти судорожные подергивания телом и помахивания руками у Депардье считаются лихой пляской сибиряка.

Сцена еще одна. Князь Феликс Юсупов ходит по Петербургу исключительно в женском платье. Кульминация — его дуэт с Депардье. Этот момент, пожалуй, способен затмить аналогичную сцену из  знаменитой комедии Билли Уайльдера «В джазе только девушки».

И так далее…

До самой сцены убиения Распутина — пожалуй, самой комической во всем фильме. Но не будем портить удовольствие будущим зрителям.

Все это гнусаво комментирует закадровый голос с интонациями в духе Леонида Володарского, короля переводов 80-х. «Распутин едет в Петербург...». «Царь оказывается в полном одиночестве…» «Но был ли Распутин таким уж абсолютным злом?» — завершает комментатор фильм идиотски многозначительным вопросом.

Кажется широким жестом то, что в качестве статистов здесь заняты замечательные и просто хорошие российские актеры — Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Леонид Мозговой, Данила Козловский, Анна Михалкова. В этом есть какой-то размах. У всех этих исполнителей, многие из которых способны в одиночку вытянуть отдельный фильм, в «Распутине» всего по нескольку реплик. Им не нужно тут играть, они своих персонажей изображают. А в основном тусуются вокруг топчущегося Депардье, даже не пытаясь что-то там переживать и куда-то там вживаться. Давно не приходилось видеть фильма, в котором почти у всех артистов было бы написано такое откровенное выражение скуки на лицах.

Живей смотрится Владимир Машков — Николай II. Возможно, актера бодрил тот факт, что он сам в это время играл Распутина в другом фильме. 

Чуть больше места, чем остальным, отведено Фанни Ардан, которая играет императрицу Александру Федоровну. И впрямь, человек ехал издалека — было бы неловко совсем ее оттереть из кадра могучим торсом Жерара, который теперь все равно наш навеки. 

Был ли фильм «Распутин» таким уж абсолютным злом? Что это было? Зачем? Реклама эклеров с цианистым калием? Реклама толстого Депардье, бегущего в белой рубахе по заснеженному двору Юсуповского дворца? Нет ответа. 

Впрочем, был же шестнадцать лет назад старцем Григорием Алан Рикман — в почти точно таком же фильме «Распутин». Возможно, время от времени миру требуется очередная ритуальная клюква на распутинскую тему. И в этом тоже есть что-то мистическое.

«Распутин». Россия, Франция, 2011. 102 мин. Режиссер: Ираклий Квирикадзе. В ролях: Жерар Депардье, Фанни Ардан, Владимир Машков, Филипп Янковский, Анна Михалкова, Ирина Алферова, Данила Козловский, Юрий Колокольников, Леонид Мозговой,Александр Рязанцев, Ксения Раппопорт, Константин Хабенский, Юлия Снигирь.

В прокате с 7 ноября 2013 г.

Фото: ИТАР-ТАСС
↑ Наверх