Символы под ногами
Есть множество примет, в которых народ выражает свое отношение к миру в целом, к себе, к окружающим людям, и все это отражается в пословицах, поговорках, сказках, мифах
Но наиболее емко и значимо смыслы и ценности общества воплощаются в символах, которые являются концентрированным выражением народного духа, его воли и устремлений, истории его побед и поражений, взлетов и падений. У всех народов мира есть свои символы, они не хуже или лучше друг друга, они просто разные. Иногда они совпадают в каких-то чертах, а иногда полностью противоположны по смыслу. Но базовым является отношение народа к своим символам, и этим одни народы отличаются от других.
Самой известной символикой в любой стране является, как правило, государственная — герб, знамя или символы господствующей религии: крест у христиан, полумесяц у мусульман и т. д. Но есть и другие знаки — например, во всех развитых странах ими являются деньги — символ всеобщего эквивалента труда. Каждый человек в повседневной жизни за свой труд получает деньги — эквивалент его личного вклада в общее дело. Вот почему издавна на монетах чеканили профили царей и государственный герб, а позднее эти символы были перенесены и на бумажные деньги. Чтобы народ всегда о них помнил.
Современная Россия, которой 20 лет, тоже ввела в обращение свои денежные знаки. Как символ экономической и политической стабильности — копейку с изображением Георгия Победоносца — воплощение нашей государственно-исторической традиции, а металлические монеты от рубля и выше получили двуглавого орла. Стоит подчеркнуть политико-символический характер этой акции, так как себестоимость производства одной копейки составляла в 2006 году шесть копеек. Некоторое время копейка пробыла в обороте, но инфляция сделала свое дело, и государство официально отказалось от чеканки однокопеечной монеты. Однако этому предшествовала ужасная — другого слова не подберешь — картина: буквально усеянные копейками улицы и полы магазинов, а при расплате копейками даже в Сбербанке кассиры тут же выбрасывали их в мусорную корзину.
Прошло некоторое время, и та же картина наблюдается уже с десятикопеечными монетами. Они так же валяются под ногами, а в магазинах и банках их отказываются принимать, нарушая тем самым действующее законодательство о денежном обращении. Попытка поднять их вызывает скептический и осуждающий смешок окружающих. Отдаем ли мы отчет в истинном смысле происходящего или, как малые дети, не ведаем, что творим?
Во-первых, таким отношением мы демонстрируем полное пренебрежение к собственному труду, всеобщим выражением и эквивалентом которого являются деньги. А во-вторых, даже не задумываясь, так себе, походя, топчем высшие сакральные, исторические, государственные и религиозные символы — Георгия Победоносца и двуглавого орла! В ценностно-смысловом отношении это просто национальная катастрофа!
Сегодня миллионы россиян уже побывали за границей — и в бедных странах типа Египта и Индии, и в не очень богатых, таких как Турция и Таиланд, и даже в богатых, вроде Германии или Италии. И внимательные туристы подтвердят мое наблюдение, что там на тротуарах и в магазинах деньги не валяются — ни крупные, ни мелкие. Там граждане уважают свой труд и с достоинством несут это уважение к себе и к своим символам. Может, поэтому и их повсеместно уважают?
Мои попытки объяснить отдельным гражданам смысл этого отношения вызывают у них чувство неподдельного удивления, а иногда и злости. Как бы в оправдание нередко слышу в ответ: «Вот доллар или евро — это деньги. А рубль что? Рубль — деревянный, какие ж это деньги?» При этом часто за основу оценки берется валютный эквивалент доллара и евро по отношению к рублю, а заодно по случаю — и тоже мимоходом — обвиняются власть, банки и прочая, которые-де не обеспечивают должного развития экономики. Может, это и справедливо.
Но при этом никто не отменяет внеэкономический аспект проблемы. Снимать с себя ответственность за свое наплевательское отношение к собственным символам есть крайняя форма безответственного негражданского поведения. Ведь говорящие так даже не пытаются понять, что при этом унижают самих себя, теряя чувство собственного достоинства. Такие граждане имеют мало шансов на уважение со стороны других стран и народов. Будут ли уважать нас, если мы сами себя не уважаем, — вопрос риторический. Будут ли уважать наши символы, если мы сами надругаемся над ними, — это уже даже не вопрос.
Что, спрашивается, можно сделать, чтобы изменить эту ситуацию? В Таиланде по закону человека, наступившего на денежную купюру с изображением короля, могут подвергнуть тюремному заключению. Может, и у нас в стране тоже принять такой закон? Но, как известно, в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения, да и не тот это путь.
Только через воспитание с раннего детства должного отношения к значимым символам, в том числе и к деньгам, можно начать менять ситуацию в лучшую сторону. И кивать здесь не на кого: каждый в ответе за свои поступки, в которых нет мелочей. Из таких мелочей и складывается успешная или неудавшаяся, счастливая или несчастная жизнь. С них начинаются обиды и попытки улизнуть «за кордон», где — в том числе — деньги не валяются под ногами и где все прекрасно понимают их утилитарное и символическое значение.
А ведь больших усилий от каждого и не требуется, поступок начинается с малого — нагнись (фактически поклонись) и подбери монету с нашими святыми символами, сделай это с пониманием и уважением, с чувством собственного достоинства. Тогда и окружение будет уважать твою историю и страну, а ее символы будут занимать в мире достойное место.
Сергей Иваненков, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, доктор философских наук.
Метки: Авторское право И от себя лично Россия
Важно: Правила перепоста материалов