Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 8 мая 2024

Сказка: Восток — Запад

До 25 ноября в «Эрарте» — юбилейная выставка петербургского художника Михаила Гавричкова «Жизнь в сказке»

Экспозиция разделена на две части. Сначала, в первом зале, зрители попадают в причудливый постсоветский мир, где действуют новые русские, чеченские бандиты, обыкновенные алкаши и — по контрасту — артисты цирка. Впрочем, не так уж они контрастны: в цветовом решении, позах, подходе к сюжету наблюдается явная общность — впору вспомнить Людмилу Прокофьевну: «Цирка мне достаточно в жизни».

Спирт. 2009.

Обращение художника к эстетике девяностых, как и осмысление реальности нулевых, вряд ли можно назвать социальной сатирой: Гавричков «добру и злу внимает» не то чтобы равнодушно, но слишком со стороны, намеренно эстетизируя всё вокруг. Обычные помоечные коты смотрятся у него инопланетным десантом, бочка с этиловым спиртом стоит в сказочном лесу, татуировки на телах борцов похожи на архаические солярные знаки. Остроумно обыгрывает художник и олимпийский рисунок а-ля рюсс на трусах современного жлоба в картине «Хозяин». Михаил Гавричков находит в бытовых сюжетах лубочность, сказочность, орнаментальностью они напоминают книжные иллюстрации Билибина или Васнецова… ну и вообще иллюстрации к детским книжкам. Вряд ли это мои домыслы: художник совершенно не случайно присовокупил к названию картины «Горящий особняк» второе название — в скобочках — «Кошкин дом».

Во втором зале мир еще причудливее, но строже, хотя бы потому, что черно-белый: это иллюстрации к «Житейским воззрениям кота Мурра» и к другим произведениям Гофмана — «Щелкунчику», например. Михаил Гавричков «дружит» с Гофманом издавна — творчеству знаменитого романтика-мистика была посвящена его дипломная работа в Академии художеств. 

Иллюстрация к произведению Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

Куратор выставки Павел Маркайтис на церемонии открытия сказал, что в основу экспозиции положен гофмановский принцип двоемирия, а сам юбиляр добавил: «Все, что вы здесь видите, — чистейшая сказочная правда. В одном зале — сказка отечественная, во втором — зарубежная. Гофмана я иллюстрирую с детства, а работы в первом зале — наблюдения за сказочными событиями, которые происходят в нашей сказочной стране». А на вопрос, почему сказка получается как в том анекдоте — чем дальше, тем страшнее, — Гавричков уточнил: «Я не считаю себя добрым сказочником, я рассказываю о том, что вижу».

↑ Наверх