Сказки страшные и детские. По Пушкину
В Пушкинском театральном центре Владимира Рецептера (наб. Фонтанки, 41) созданы сразу две премьеры: «Фауст и другие» — 1 и 2 июля и «Сказки» — 27 июня в 14.00 и 19.00, 8 и 9 июля в 19.00.
«Фауст» — это скомпонованные в единую композицию 12 текстов Пушкина, из которых самые известные — «Сцена из «Фауста» и «Папесса Иоанна». Причем восемь из них никогда не ставились на сцене. Тексты объединены общей темой: столкновения человека с той силой, которая выше и мощнее его. По преимуществу — с той, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо».
«Сказки» — это, по словам руководителя Пушкинского центра Владимира Рецептера, «попытка осмыслить всерьез огромную загадку и величайшее богатство». «Когда Пушкина впервые попросили написать что-то для детей, он пришел в ярость, — рассказывает Рецептер, — об этом я узнал впервые, когда по настоянию Анны Андреевны Ахматовой в феврале 1965 года читал отрывок из ее текста «Пушкин и дети». В нашем театре сказки Пушкина — «О медведихе», «О попе и о работнике его Балде», «О Золотом петушке» и «О рыбаке и рыбке» ставит молодой режиссер Алексей Астахов, который — и я думаю, что это очень важно в случае с Пушкиным, — в совершенстве владеет французским языком». Молодой режиссер Астахов также владеет китайским языком, и это дает ему возможность сравнить разные культуры, разные мировоззрения, обогатив таким образом знакомые с детства тексты, найдя им новое звучание и новые смыслы.
Что отдельно интересно, оба спектакля оформили выпускницы выдающегося петербургского театрального художника Эдуарда Кочергина: «Фауста» — Елена Жукова, «Сказки» — Светлана Тужикова.