«Склоненный ангел на соборе свой пламенник бросает в твердь…»
Накануне открытия концертного сезона в музее-памятнике «Исаакиевский собор» журналистам рассказали о реставрации и ремонте, о «дипломатических отношениях» с Русской православной церковью и о музыке, которая будет звучать в соборах
Журналистам устроили увлекательную прогулку по трем соборам, входящим в музей (четвертый — Большой Сампсониевский, в этот раз остался «за кадром»). Причем, передвигались мы не на автобусах, как обычно, а совершили водную прогулку по рекам и каналам Петербурга на двух теплоходах, это — новая экскурсия, разработанная музеем.
В Исаакиевском соборе освещение будет энергосберегающим
В Исаакиевском соборе ведутся работы по замене электрических сетей. Кроме того, светильники меняют на энергосберегающие. Как рассказал Кирилл Иванов, заместитель директора ГМЦ «Исаакиевский собор», с первого дня собор славился тем, что внутри него было темно. Сегодня его никак нельзя назвать темным, он ярко освещен, но потребляется очень много электроэнергии. Новое освещение позволит снизить затраты электроэнергии в несколько раз.
Продолжается реставрация внутреннего и внешнего убранства — ангелов, живописи. Завершиться работы должны совсем скоро, к 15 декабря.
Потом в соборе выступил знаменитый Камерный хор Смольного собора под управлением художественного руководителя и дирижера Вячеслава Беглецова. В его исполнении прозвучало два духовных произведения, а вот выбор третьего немного удивил — это была песня Александры Пахмутовой «Когда усталая подлодка из глубины идет домой».
Прогулка по рекам и каналам Петербурга
Песня, впрочем, оказалась в тему. Выйдя из Исаакия, мы направились к пристани и погрузились на два теплохода и поплыли по Мойке, Крюкову каналу и Фонтанке к Спасу-на-Крови. В тот день светило солнце, но был очень сильный ледяной ветер. Холод поднимался и снизу — с воды, которая уже остыла. Неженки залезли в каюту, а ваши корреспонденты, закутавшись в шерстяные пледы, мужественно мерзли на палубе, зато вволю полюбовались красотами осеннего Петербурга с воды и запечатлели эти великолепные панорамы для вас.
Следующая остановка — Спас-на-Крови.
На Спасе-на-Крови снова могут появиться леса
Заместитель директора музея-памятника «Исаакиевский собор», заведующая Спасом-на-Крови Валентина Зеленченко рассказала нам много интересного.
— У нас ведется реставрация внутреннего убранства. Делает ее замечательный мастер Игорь Лавриненко. У него здесь неподалеку мастерская на Фонтанке.
Убранство было утрачено в двадцатые годы. Вы видите пустые ниши, где когда-то были иконы — не мозаичные, а живописные, в дорогих окладах из драгоценных металлов, с драгоценными камнями. Они были изъяты в двадцатые годы и проданы. Одну икону мы даже нашли — это икона святого Александра Невского с южного иконостаса. Когда-то была продана через Торгсин. Люди покидали Россию, и тогда, совершенно официально, можно было купить антиквариат и произведения искусства в Торгсине. Сейчас эта икона находится в Америке.
— Нет ли возможности вернуть ее?
— Ее нынешние владельцы приобрели ее совершенно легально на аукционе. Семья это состоятельная, ни в чем не нуждается, и продавать не хочет.
— Расскажите, пожалуйста, о реставрации икон.
— Мастер-мозаичист Игорь Лавриненко отреставрировал четыре иконы. Мы провели большую исследовательскую работу, определив, какие иконы у нас здесь были. Нашли их иконографию. На ее основании подготовили живописные эскизы, разработали методику. Это мозаика, но необычная. В ней использована была особая смальта - вытянутая, как вермишеленки, с разным профилем, разной конфигурацией. Весь этот материал для реставрации Игорь Лавриненко сам подготовил. Работа была тщательная, трудоемкая, длилась почти двадцать лет. В конце прошлого года она была завершена. Мозаики освятил ректор Духовной академии епископ Амвросий. И теперь вы можете любоваться этими мозаиками. За эту работу на международной европейской выставке в Лейпциге Игорь Лавриненко был награжден большой золотой медалью.
Предстоит еще работа у нас по воссозданию шести эмалевых складней. Вы видите пустые ниши. Здесь было шесть икон, которые утрачены. Это были эмалевые иконы на медной основе, на которой выколачивался образ святого и потом покрывался ювелирной эмалью. Подготовительная работа проделана, составлены методики по воссозданию эмалевых икон. Работа стоит в плане следующего года. Мы надеемся, что сделаем.
— Когда будут воссозданы хрустальные кресты?
— Закуплен уже горный хрусталь на изготовление. Огранка была алмазная. Существует четыре способа огранки. Наши реставраторы попробовали на маленьком фрагменте, какими способом воссоздавать утраченные кресты. Мы очень рассчитывали на спонсорскую помощь Сбербанка, нам обещали дать десять миллионов, но, к сожалению, денег не оказалось, поэтому работа в план следующего года не вошла.
Вы видите, что баннером закрыта сень—место смертельного ранения императора. Выше колонн - гипсовая модель, расписанная под камень. Пришла в такое состояние, что ее надо чистить. Надеемся завершить до 15 декабря. Параллельно идут работы по воссозданию элементов этого шатра. Мы надеемся постепенно начать воссоздание самого шатра.
В план следующего года включили работы по реставрации фасада.
— Так что же, реставрация будет длиться бесконечно?
— Меня часто об этом спрашивают. Да, к сожалению, памятники так и реставрируются. Все, что делается, быстро приходит в негодность, учитывая нашу агрессивную городскую среду, наш климат. Реставрацию фасадов включили в бюджетную программу города. Но бюджет пока еще не утвержден. Если поставят, то работы по реставрации начнутся. Если не дадут денег, то своими силами нам не потянуть. Все, что мы зарабатываем сами, идет на эксплуатацию здания, реставрацию, содержание штата.
— Если деньги все же дадут, то Спас-на-Крови снова будет стоять в лесах?
— Весь он не будет закрыт лесами, только фрагментами. Кроме того, леса сейчас не те, что были, когда мы начинали реставрацию в 70-е годы. Они более совершенные, быстро собираются, быстро разбираются.
— Сколько времени продлится реставрация фасадов?
— Не могу сказать, это будет зависеть от финансирования.
— Сколько человек посещают Спас-на-Крови?
— В сезон в день здесь проходит до 8 тысяч. Сейчас спад идет, но в выходные все равно до трех тысяч посетителей, в будни меньше.
В Спасе-на-Крови проводятся службы. Настоятель собора — отец Сергий, пресс-секретарь митрополита. У музея договор с церковью. План мероприятий и служб обсуждается ежемесячно. И, как говорит Валентина Зеленченко, «мы очень хорошо договариваемся».
Элитное жилье окнами на тюрьму
Снова на теплоходики! Через Зимнюю канавку входим в акваторию Невы. Стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, выстроившиеся по берегам дворцы, повисшие мосты. Вид такой, что все замирают от восторга.
Но чем дальше плывешь, тем больше деталей режет глаз. На берегу вырисовывается силуэт жилого комплекса «Аврора», а над низкими историческими постройками высится уродливая громада современного небоскреба.
Но особенно позабавило «элитное жилье», выстроенное из стекла и бетона на берегу Невы. Смотрят эти дома аккурат на мрачную громаду «Крестов», знаменитой петербургской тюрьмы. А вы купили бы квартиру с видом на тюрьму?
Куда переедет концертно-выставочный зал из Смольного собора?
Но вот в небесах вырисовывается божественный силуэт Смольного собора. Сходим на берег.
Смольный собор еще несколько лет назад было решено передать Русской православной церкви. Решение окончательное и обжалованию не подлежит. Но куда переезжать концертно-выставочному комплексу? Это пока вопрос. Об этом рассказал заместитель директора музея-памятника «Исаакиевский собор» Кирилл Иванов.
— В соответствии с законом РФ о передаче объектов русской православной церкви мы должны получить помещение отремонтированное или иметь возможность отремонтировать его своими силами, но мы не можем уехать на улицу, — отметили руководители музея. — Сейчас мы рассматриваем два места, куда может переехать Смольный собор. Один адрес — это угол Невского проспекта и Думской улицы, бывшее помещение Думы. Там два зала — Александровский и Николаевский, один находится в хорошем состоянии, другой требует ремонта. Но это самое прекрасное место для нас. Сейчас мы ведем активные диалоги с властью, с губернатором Георгием Полтавченко, который знает об этой проблеме, понимает ее. Пока мы надеемся на этот проект. Хотя нам много раз говорили о помещении ДК «Большевичка» на улице Тюшина. Там здание, которое требует колоссальных ремонтных работ. За год мы сделали полностью обследование этого здания. Оно находится в ужасном состоянии. Требуются огромные средства, не заложенные в бюджет. Так что для нас предпочтительнее Невский проспект.
По первому адресу там есть определенные финансовые затруднения, когда они решатся, мы будем четко знать. Сейчас там находится Сбербанк, у него договор аренды с городом на 49 лет. Сбербанк вложил средства в ремонтные работы, они оценены, город готов зачесть их в виде налогов или еще как-то иначе.
Кирилл Иванов добавил, что у музея достаточно длительная дружба со Сбербанком, с Германом Грефом. Сбербанк участвовал в двух реставрационных проектах. В частности, на выделенные им средства были отреставрированы две скульптуры ангелов со светильниками.
А пока музей и церковь делят собор между собой.
Как рассказал главный режиссер музея Виталий Гордиенко, то, что в Смольном соборе идут службы, накладывает на них ответственность при выборе репертуара. Кроме того, надо совместить репетиции, которые должны начаться вовремя, но ведь служба может задержаться, это не зависит от священника, это зависит от паствы. Он поблагодарил священников за то, что они очень деликатно и по-доброму относятся к пожеланиям музея: «Наш случай уникальный, я не знаю в России другого такого места, где бы службы совмещались с работой концертно-выставочного зала».
А в заключение пресс-тура устроили небольшой концерт. Олег Ванштейн сыграл произведения классики на трех инструментах, стоящих на сцене — на клавесине, фортепиано и органе.
Потом всем желающим предложили подняться на звонницу Смольного собора, чтобы взглянуть с высоты на простирающийся внизу город. Но, услышав, как завывает ветер, я отказалась от этого предложения. А вот фотограф Чайка не побоялась крутой винтовой лестницы в 277 ступеней и непогоды. И вы можете ее глазами увидеть далеко простирающуюся прекрасную панораму осеннего Петербурга с той высоты, откуда обычно его видят только птицы и ангелы.
***
Среди самых интересных и социально-значимых проектов Смольного собора — семейные концерты. О них рассказал Виталий Гордиенко:
— В таком концерте обычно звучит одно программное произведение. На одном из прошлых концертов Олег Ванштейн играл «Картинки с выставки» Мусоргского. В зале сидели дети с родителями. Стоял стол с бумагой и ручками. Дети могли написать названия произведения или музыкальную строчку из него. А музыкант должен был исполнить его. Детей привлекает в этом возможность заказать то, что они хотят. Мы, правда, сразу предупреждаем, что не будем исполнять «Интернационал» или «Мурку», но все, что находится в поле классической музыки — пожалуйста.
В этом году планируется премьера, которая объединит имена Пьетро Гонзаго, императрицы Екатерины Второй, композиторов Чимароза и Сарти.
По словам Виталия Гордиенко, это будет спектакль-иллюзия. Будет показано очень много работ Гонзаго, которые лежат в музейных запасниках. Они оживут на экране, благодаря современным технологиям. Превратятся в волшебный мир Гонзага, будет звучать музыка из спектаклей, которые он оформлял при Екатерине Второй.
Планируется концертное исполнение оперы Чайковского «Пиковая дама».
А на лето намечен концерт Бориса Гребенщикова, который вместе с Камерным хором Смольного собора под руководством Беглецова исполнит духовную музыку.
Метки: Архитектура Музейное дело Из первых рук Реставрация
Важно: Правила перепоста материалов