Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Сколько молока в твороге?

Это выяснят эксперты, проверив образцы, закупленные в ходе акции «За натуральное молоко!»

 

Молоко и молочные продукты считаются одними из самых полезных, разумеется, если они настоящие. Однако далеко не всегда, покупая в магазине творог или сметану, мы можем быть уверены, что сделаны они действительно из молока. К сожалению, в последние годы на прилавках нередко появляются различные фальсификаты: на упаковке написано одно, а на самом деле продукт с совсем другим составом.


Недобросовестных изготовителей и продавцов неоднократно ловили за руку активисты Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль», которые проводят ежемесячные рейды: закупают продукты в разных городских магазинах и затем передают их на экспертизу в государственные аккредитованные лаборатории. 

На сей раз вместе с общественниками в рейд отправились и корреспонденты «Вечернего Петербурга». Цель акции — проверить качество творога, которым торгуют крупные сетевые городские супермаркеты. 

Первый на пути — «О Кей» на Индустриальном проспекте. Здесь мы закупили продукцию Пискаревского молочного завода. Проверяется дата выпуска, чтобы продукт не был просрочен. Контролеры не забывают посмотреть показания термометра на холодильнике, где хранятся молочные продукты. В соответствии с требованиями изготовителя температура хранения не должна быть выше плюс 6 градусов и ниже плюс 2. Закуплены две пачки творога.

— Лаборатория проводит исследования по разным показателям, поэтому одной пачкой не обойтись, — поясняет контролер Леонид Пудов.

Следующий по маршруту магазин — «Пятерочка» на проспекте Наставников. Здесь  закупается творог двух изготовителей. Один продукт произведен в Беларуси, другой привезен аж из Воронежа. Изготовитель предусмотрительно упаковал пачку в целлофановый пакет. В нем скопилось небольшое количество сыворотки.

— Это может свидетельствовать о нарушении технологического процесса, — омментируют контролеры, - допускается лишь незначительное отделение сыворотки. Если влаги в полиэтиленовой упаковке слишком много, то при  несоблюдении условий хранения это может стать причиной ускоренного размножения патогенных микроорганизмов, что приведет к сокращению срока годности продукта. 

На часах еще нет одиннадцати, и в магазинах пока пустынно: посетителей мало. Но вот мы приезжаем в печально известный торговый комплекс «Народный» — здесь полный аншлаг. Посетители, в основном пожилые люди, нагружают полные тележки. Мы проталкиваемся к молочному отделу. Контролеры констатируют, что в холодильнике, где хранится творог, нет термометра, поэтому неизвестно, поддерживается ли нужная температура для правильного хранения продукта.

В «Ленте» на Хасанской улице, покупая творог Череповецкого молочного комбината, контролеры с удивлением узнают из информации на упаковке, что произведен он 14 февраля, то есть сегодня. Каким образом успели доставить продукт из далекого края в Петербург? Самолетом? Тогда этот творог был бы золотым, а так стоит он 53 руб. 99 коп. за 300-граммовую пачку. Опять надувательство?

Однако пока все замечания контролеров сделаны, что называется, на глазок. Черту подведет профессиональная экспертиза. И в первую очередь она должна определить, из какого сырья сделаны закупленные образцы, то есть натуральные ли они, из настоящего ли молочка. Или в них примешаны разные немолочные добавки. К сожалению, в последние годы такое не редкость. 

— По нашим наблюдениям, волна фальсификата накрыла молочную отрасль после 2008 года, когда были введены новые нормативные документы, регулирующие производство молока и молочной продукции, — рассказывает Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль». — Ряд новых документов разрешил изготовителям производить так называемые молокосодержащие продукты с использованием растительных жиров и прочих заменителей молочного жира. Однако там строго прописано, что если в продукте есть такие добавки, он уже не может называться молоком, сметаной, сливками или творогом. Изготовитель должен оповещать потребителя на этикетке о составе изделия и указывать, что это — молокосодержащий продукт. Но такое требование выполняют далеко не все производители. Случалось, что в закупленных нами образцах молочных изделий не было ни капли молочного жира, они на 100% состояли из пальмового и кокосового масла.

По словам Всеволода Вишневецкого, рейды «Общественного контроля», в результате которых выявляются фальсификаты, пусть медленно, но все же меняют ситуацию к лучшему. Например, в 2010 году из закупленных ими образцов сгущенного молока четыре были подделками, в 2011 году — шесть, в 2012 — три, а рейд проведенный в начале нынешнего выявил только два фальсификата.

Чем увенчается наша творожная акция? Мы посетили всего семь магазинов и закупили в общей сложности 12 образцов. Все они складывались в специальный переносной холодильник. С этим «богатством» наша машина направилась в пищевую лабораторию ФБУ «Тест-Петербург», где и будет производиться экспертиза образцов. Контролеры передали их на исследование с соблюдением всей необходимой процедуры: заполнением актов и прочих бумаг. Результаты экспертизы будут известны через две недели. 

Следите за публикациями в нашей газете. Надеемся, они тоже заставят наших производителей и продавцов уважать интерсы нас, потребителей.  

Телефон горячей линии санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль», по которому вы можете сообщать о некачественных продуктах, — 324 25 80.

 

↑ Наверх