Сквозь магический объектив
В галерее «Борей» до 6 апреля открыта выставка «Театр Виктора Васильева»
В галерее «Борей» до 6 апреля открыта выставка «Театр Виктора Васильева». Это свидетельства очевидца, с которыми не поспоришь: когда с очарованием от самих уловленных мгновений с Владимировым, Фрейндлих, Боярским, Полуниным, Лебедевым, Хабенским справляешься, фотографии начинают говорить.
«Войцек». Дурачок Карл — Хабенский. 1997. Фото Виктора Васильева
Например, разглядывая фотографию Константина Хабенского в роли дурачка Карла в «Войцеке» Бутусова, понимаешь, что этот бессловесный образ стоит десятков героев в мундирах и без, которых вывел Хабенский на экране, выполняя госзаказы, неся себя как звезду и забыв о том, что итальянцы называют anima allegra (веcелая душа). Смотришь на Лизу Боярскую в премьере Льва Додина «Коварство и любовь» — и совершенно четко видишь мощнейшую трагическую актрису.
Театр им. Ленсовета времен Игоря Владимирова и МДТ — Театр Европы Льва Додина не застыли на снимках Васильева, не отошли в историю (речь о спектаклях Додина «Под вязами» и «Пьеса без названия», сошедших со сцены). И один кадр спектакля, скажем, «Укрощение строптивой» с Алисой Фрейндлих дает больше эмоционального знания о том трагикомическом спектакле, чем видеовариант, многократно прокрученный по телевизору. Снимал Васильев и балет. По его фотографиям можно описать характер трех петербургских Жизелей: Светланы Захаровой, Дианы Вишнёвой, Анастасии Матвиенко. А можно сличить четыре фотографии народного артиста России Петра Семака — и проследить его мучительное восхождение к тому колоссальному образу Лира, который явился на сцене МДТ.