Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Сквозь современность будет видна облагороженная старина

В Царском Селе отреставрировано несколько важных объектов

В канун открытия «высокого сезона» руководство музея-заповедника «Царское Село» рассказало о реставрации Овальной лестницы знаменитой Камероновой галереи, Трясучего мостика и Белой башни. Корреспонденты «ВП» послушали и посмотрели.

Гроты, открытые во время реставрации Овальной лестницы, были завалены землей и строительным мусором. Теперь они станут местом для романти? ческих прогулок.

Туалеты отремонтированы по высшему разряду

Знакомство с царскосельскими красотами началось с прозы жизни. Ольга Таратынова, директор музея, показывает: «Вы сейчас видите то, что обычно не показывают посетителям, — нашу музейную и реставрационную «кухню». 

Под ногами — электрокабель, который начали менять лишь когда закончились морозы. До наступления так называемого высокого сезона, 15 мая, его нужно закопать в землю, а поверх должна успеть вырасти трава. Но поскольку природу не поторопишь, то скорее всего будет настелен так называемый рулонный газон. 

Кроме того, Ольга Владиславовна похвасталась новыми туалетами, отвечающими европейским нормам. И подчеркнула — бесплатными! 

Пока вход в ту часть парка, где высится Белая башня Менеласа, запрещен. Но для журналистов сделали исключение.

Можно сравнить с операцией на сердце 

Выбираемся из сыроватых гротов. Теперь мы видим Камеронову галерею с ее внешней стороны. Овальная лестница, фланкированная с обеих сторон бронзовыми Гераклом и Флорой, еще в лесах, работы завершатся к лету. 

Совсем скоро посетители смогут увидеть парадную лестницу Камероновой галереи во всем ее великолепии. Овальная лестница с 80-х годов XVIII века сохранилась без изменений — туфовая облицовка «под античность», великолепные мраморные ступени… 

Чтобы не нанести ущерб этой благородной старине, не утратить ощущение подлинности, было принято смелое решение о разборке несущих стен лестницы без демонтажа ступеней и туфовой облицовки. Ольга Таратынова сравнила реставрацию Овальной лестницы по сложности и степени риска с операцией на сердце. 

По ее словам, с 1 мая начнется разборка лесов и уже 15 мая «наших посетителей встретит замечательная, крепкая, стоящая на своих ногах Камеронова галерея со всей своей красотой и своей историей!». 

По этой винтовой лесенке можно подняться на самую верхнюю площадку Белой башни, откуда дети императора Николая Первого любовались панорамой Царского Села.

Великолепная «изнанка» Камерона

Настала очередь царскосельской поэзии. Пробираемся по деревянным настилам в мрачноватое темное помещение. Эти гроты — «изнанка» парадной Овальной лестницы Камероновой галереи, творения великого шотландца Чарлза Камерона, которому Петербург обязан самыми романтическими уголками своих пригородов. Он не просто «цитировал» античность и Возрождение, а словно играл со стилями и эпохами, вплетая мотивы Палладио и Пиранези в свои конструкции. 

«Изнанка» его знаменитой Галереи, предназначенной для императрицы Екатерины Великой и воспетой Ахматовой, впечатляет не меньше, а, пожалуй, даже больше, чем парадный фасад с колоннадой, напоминающей греческий храм Эрехтейон, и бронзовыми статуями Геракла и Флоры Фарнезе. «Вы первые, кто входит в этот грот!» — обращается к нам пресс-секретарь музея Юрий Думащин. 

Наталья Кудрявцева, главный архитектор музея, между тем подробно рассказывает о ходе сложнейшей реставрации:

— Мы с вами — под главной площадкой Овальной лестницы Камероновой галереи. За два века гидроизоляция площадки и ступеней разрушилась практически полностью, начались тотальные протечки. В срочном порядке на протяжении последних двух сезонов мы выполняли работы по реставрации и ремонту сводов и Овальной лестницы. Специально оставили фрагмент конструкции, который показывает, в каком виде эти помещения находились до реставрации. Наши мастера нарочно не состаривали современную кирпичную кладку, не имитировали ее возраст — для того чтобы посетители наши могли видеть историческую кладку и этапы ее ремонта. Сейчас гидроизоляция выполнена полностью, угрозы дальнейшего разрушения этих великолепных пространств больше нет. Заканчиваются уникальные работы по реставрации Овальной лестницы. 

Висячий мостик больше не опасен 

От Камероновой галереи по оживающему весеннему парку проследовали до Зеркальных прудов, один из которых сейчас реставрируется. Дно прудов будет выложено бетонными плитами, чтобы они не зарастали илом и водорослями. 27 мая работы будут завершены, и эту часть парка откроют для посетителей. 

На очереди — реставрация второго пруда.

Еще одна победа музея — отреставрированный висячий Трясучий мост. Этот знаменитый романтический мостик, выполненный по проекту Адама Менеласа в 1825 году, посетители не видели с 2003 года. 

Как рассказала Наталья Кудрявцева, во время работ были восстановлены пролетная конструкция моста, металлический каркас, настил из лиственницы. Отреставрированы чугунные кронштейны, причем утраченные детали воссозданы. Также реставрации подверглись гранитные устои и известняковые плиты на подходе к мостику. Стоимость реставрационных работ — 3,5 миллиона рублей. 

 

Без страха и упрека

Белая башня — последний объект, который нам показывают в этот день. Вход на территорию парка, где она стоит, для посетителей закрыт. Сама башня, возвышающаяся над парком, напоминает о готических романах и немного — о Хогвартсе, где постигают свое ремесло начинающие маги. Она реставрируется сейчас и вся закрыта, будто подарок, завернутый в белую бумагу. Нам рассказывают, что башня — дань увлечения семьи императора Николая I Средневековьем и рыцарством. Ее построили по проекту Адама Менеласа в 20-х годах XIX века для детей императора — великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина. Во время войны она была разрушена. Воссоздавать памятник архи­тек­туры XIX столетия начали еще в конце прошлого века. Но не хватило денег. Объект пришлось законсервировать на 12 лет. Возобновили реставрацию только сейчас. 

Пришлось изменить проект: внутренние помещения стали меньше задуманных архитектором Менеласом, а планировка — другой. Дело в современных нормах пожарной безопасности. В здании такой высоты — почти 38 метров — единственным спуском не может служить узкая винтовая лестница.

По этой металлической винтовой лестнице мы и начинаем подъем на почти сорокаметровую высоту, чтобы увидеть Царское Село с той точки, с какой его видели дети Николая Первого. На уровне второго этажа узкую винтовую лестницу, вызывающую легкое головокружение, сменяют удобные каменные ступени. 

Наталья Кудрявцева поясняет:

— Реставраторы были вынуждены сохранить эту металлическую лестницу в первом ярусе. А в тех ярусах, которые были разрушены и восстановлены заново, — запроектировать и построить совершенно новую маршевую лестницу.

Уже к концу лета в Белой башне откроется уникальный Детский центр. Когда-то здесь были аттракционы для детей царской семьи.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх