Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Слон» вернулся!

ЛМ-47, созданный в послевоенном Ленинграде, вновь встал на рельсы

Из ворот трамвайного парка №2 на Васильевском острове неторопливо вышел «слон». Слегка покачиваясь, пыхтя и отдуваясь, подошел к группе людей, стоявших у ограды парка, и остановился, чтобы принять пассажиров на борт. Так началась романтическая экскурсия по Петербургу на ретротрамвае ЛМ-47, который был создан в Ленинграде в конце 1940-х и прозван горожанами «слоном».

Пассажиры узнают в поездке много интересного Фото: Музеем электротранспорта

Фото: Музеем электротранспорта

«Горэлектротранс» и Музей электрического транспорта регулярно устраивают для горожан и туристов экскурсии по Петербургу на старинных трамваях. Но ЛМ-47 в романтический рейс отправился впервые. Билеты на экскурсию разлетелись моментально, и в салоне трамвая не было ни одного свободного места. Еще бы! Ведь как давно уже пассажиры не рассматривали знакомые улицы из одетых в деревянные рамы окон старого ЛМ-47. Почти полвека «слон» не ходил по родному городу.

Наверное, удивлялся теперь тому, как сильно все вокруг изменилось. Рассматривал прохожих, витрины и новые вывески. Вспоминал, как отменили карточки в 1947-м. По всему Невскому проспекту стояли тогда шумные веселые очереди. Смеющиеся, радостные ленинградцы шли в магазины, рестораны, аптеки, фотоателье — теперь можно купить все что угодно, были бы деньги!

…Маршрут составили так, чтобы он проходил по самым красивым местам центра города. Через Средний проспект и Тучков мост, мимо станций метро «Спортивная» и «Горьковская», через Троицкий мост и Садовую улицу к площади Тургенева. Но казалось, что трамвай следует гораздо дальше, из Петербурга — в Ленинград, в 1950-е. И как было не поверить в это, когда прямо в салоне знаменитые джазмены — саксофонист Кирилл Большаков и тромбонист Руслан Кондаков вживую исполняли мелодии послевоенных лет, а пассажиры, мигом перезнакомившиеся друг с другом, увлеченно подпевали. Удивительные музыкальные номера перемежались с веселым рассказом экс­курсовода об истории «слона» и жизни в послевоенном Ленинграде.

— Большое количество городских трамваев было разрушено в военные годы, и на их базе решили создать новую модель. Так появился «слон», — рассказывал пассажирам волонтер Музея электрического транспорта Григорий Егоров. — Система управления этого трамвая — ручная. Водить «слона» способны только настоящие богатыри. Судите сами: ЛМ-47 весит 23 тонны, и чтобы повернуть рычаг управления всего лишь на одну позицию, требуется приложить усилие в три-пять килограммов. Причем основная нагрузка приходится на левую руку. Так что вагоновожатые тогда могли любого хулигана в буквальном смысле одной левой уложить.

— А почему все-таки этот трамвай называли «слоном»? — спросила любознательная юная пассажирка.

— ЛМ-47 красили в красный цвет и цвет слоновой кости, — пояснил экскурсовод. — И форма у него такая, что издалека можно было принять за слона.

Тот трамвай от современного, который со слоном уже ни за что не спутаешь, отличается еще и устройством салона. В нем нет поручней — их не ставили просто потому, что экономили на металле. Сиденья сделаны из полированного дерева, а пол покрывает деревянная решетка. Она нужна была для того, чтобы вода от растаявшего снега с обуви пассажиров не застаивалась, а стекала вниз. Благодаря этим особенностям появилась не одна ленинградская семья. Девушки специально вставали рядом с симпатичными юношами, чтобы, когда трамвай занесет на повороте, беспомощно упасть в надежные руки. Каблучок модной туфельки застревал между решетками, так что она слетала с ноги. Всякий настоящий мужчина в такой ситуации обязательно придет на помощь барышне. И — пожалуйста! Вот вам еще одна Золушка и прекрасный принц. Говорят, некоторые познакомившиеся таким образом пары из трамвая шли прямо в загс.

— А вот у нас в Лондоне в трамваях подобного никогда не бывало, — с грустью заметил одинокий мужчина с переднего сиденья. Очевидно, турист.

«Слон» ходил по улицам Ленинграда до 1973 года. А потом уступил дорогу более современным трамваям. В 1997 году он стал экспонатом музея. Кстати, здесь говорят, что теперь экскурсии по городу на «слоне» будут регулярными.

↑ Наверх