Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«Смерть можно будет побороть усильем воскресения…»

2010 году мир отметил 150 лет со дня рождения Густава Малера — композитора, в котором, по словам Томаса Манна, «воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени».

 

В 2010 году мир отметил 150 лет со дня рождения Густава Малера — композитора, в котором, по словам Томаса Манна, «воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени». 18 мая 2011 года исполнится 100 лет со дня смерти великого композитора. Телеканал «100ТВ» покажет выступление симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. В прямой трансляции из Мюнхенской филармонии, которая начнется 13 мая в 22.00, прозвучит Вторая симфония Густава Малера «Воскресение». 

 

 

Выдающийся дирижер Марис Янсонс — один из самых страстных пропагандистов космической музыки Малера. «Темы, которые поднимает Малер, мировые вопросы, касающиеся не только одного человека, но и всего окружающего мира, — сказал маэстро в одном из своих интервью и добавил: — Поверьте, такую музыку дирижировать громадное удовольствие!»После недавнего концерта в Мюнхене, на котором маэстро дирижировал оркестром, исполняющим одну из симфоний Малера, мюнхенская «Абендцайтунг» написала, что ни один дирижер современности не обладает такой способностью прочувствовать, понять и донести до публики все тончайшие нюансы замысла великого композитора, как Марис Янсонс. 

Музыкальная критика причисляет Янсонса к пятерке лучших дирижеров мира, восхищаясь его пониманием музыкального текста, проникновением в самую суть замысла композитора. Это неудивительно. О музыке Малера маэстро может говорить часами. Накануне исполнения Второй симфонии Малера в Мюнхене и трансляции этого концерта в прямом эфире по каналу «100ТВ» Марис Арвидович выразил надежду, что его исполнение понравится публике: «Конечно, по ТВ вы не достигнете в полной мере того состояния вечернего, когда вы сидите в зале, — и многое, наверное, теряется. Но все-таки мы исполним для вас гениальную музыку, и я думаю, она не может не захватить слушателей. Поэтому желаю вам удовольствия, радости и, дай бог, тоже немножко проникнуть в этот космический мир великого композитора».

В интервью каналу «100ТВ» дирижер рассказал, как долго готовился к исполнению Второй симфонии Малера. «Для меня всегда важно понять и получить как можно больше информации о времени написания произведения, о том, какие были мысли, какие письма писал композитор... Чем больше знаешь композитора — тем лучше для исполнителя, — поведал Янсонс. — Я даже посещал места, где жил Малер, где он писал симфонии. Это красивейшее место у озера, я прогуливался там, где некогда гулял Малер».Над этой симфонией композитор работал более шести лет. Для того чтобы наиболее точно выразить свои идеи, он обратился к поэзии, включив тексты в музыкальную ткань произведения, что потребовало добавления к оркестру хора и солистов. Главная тема симфонии — преодоление смерти тела бессмертием души. И если сначала звучит голос мятущегося, сомневающегося человека: «Почему ты жил? Почему ты страдал? Неужели все это — только огромная страшная шутка?» — то в финале нас примиряют с краткостью земного бытия и неотвратимостью смерти слова: «Ты воскреснешь, да, воскреснешь после недолгого сна». По этим строкам, легшим в основу финала, Вторая симфония стала известна как Симфония Воскресения.

 

Зинаида АРСЕНЬЕВА Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх