Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Смерть придет к вам в образе Ренаты Литвиновой с шампанским под мышкой

На экраны вышел фильм «Последняя сказка Риты»

 

Перед петербургской премьерой состоялась пресс-конференция, на которой автор картины Рената Литвинова много говорила о смерти. Актриса влетела в зал и сразу же попросила выключить верхний свет: «Что это у вас тут лампы горят, как в операционной?» Сквозь окно проникал сумеречный свет дождливого петербургского дня. Но шторы тоже задвинули. Осталась одна тускловатая лампа. Кинодива была довольна.

Литвинова и Друбич разбирались в вопросах жизни и смерти


Спрашивали ее поначалу в основном о бюджете фильма: почему она предпочла его снять на свои личные средства, а не обратилась к продюсерам, да где она взяла деньги на фильм.

— Почему вас всех интересует только материальное?! — не выдержала наконец актриса и режиссер.

Но потом все же приоткрыла завесу тайны:

— Я в течение трех лет делала капсульные коллекции для одного петербургского бренда. И все эти деньги спалила дотла, сняв фильм. Так что это — совершенно независимый арт-проект, снятый в боевых условиях. Все снималось практически в одном подвале и полулегально на улицах. Денег на подкуп московских властей у нас не было. Откуда, когда даже артисты ничего не получали? Ключевое слово для нашей работы — одержимость!

Если в двух словах, то новый фильм Литвиновой: о смерти. Темой смерти Рената заворожена с юных лет. Связанная со смертью тема — красота и обреченность красоты. По ее убеждению, красота всегда стремится к финалу, то есть к самоуничтожению. Быть может, поэтому в фильме так много курят. Даже врачи — эти вообще не вынимают. Врачи вообще какие-то странные, словно зомби. По-моему, они гораздо страшнее смерти. В одном эпизоде врач зашивает в живот вскрытого трупа окурок. Перед этим цинизмом бледнеют все шастанья художников Ренессанса по моргам и их запрещаемые в те годы церковью манипуляции с трупами.

Жанр фильма с ходу определить сложно

— Мистическая сказка, драма, мелодрама, в которой есть немало комических моментов, — говорит сама Литвинова.

Иными словами, жанр — кино Ренаты Литвиновой. Ее бенефис. Она играет медсестру с говорящим именем Татьяна Неубивко. На самом деле, это никакая не неубивко, а Ангел Смерти. 

Полфильма Рената в образе прекрасной смерти бродит то по руинированной больнице (это не реальная больница, потому что все они, по словам Ренаты, «слишком бытовые», а выдуманная, построенная декораторами), то по городским развалинам, то в шикарном желтом платье, то в сером каракулевом манто, то в черном сверкающем балахоне и кокошнике из перьев ворона (или крашеной курицы), то проникает сквозь стены на черном «вольво» — привет от Жана Кокто, в чьей знаменитой трилогии про Орфея ангелы смерти, попадая в современную Францию (1949 год), рассекают на мотоциклах, затянутые в черную кожу. Правда, без бутылок утешительного шампанского.

В «Последней сказке Риты» Ангел-Рената всегда носит с собой бутылочку шампанского — чтобы скрасить последние минуты умирающего. Кто понимает, отсылка к Чехову, который, умирая, произнес сначала по-немецки «Ich sterbe», а потом, по-русски, сказал: «Давно я не пил шампанского».

Ангел ищет порталы, через которые можно было бы транспортировать красивые души в мир иной. Порталы расположены были в старинных московских домах, но в наше время их все меньше. Комментируя эту тему, Рената сказала много нелестных слов в адрес бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова:

— Когда я приезжаю в ваш прекрасный город, то боюсь за него — не произошло бы с ним то же самое, что случилось с Москвой по вине продажных чиновников, которых интересуют только деньги, а не красота.

В роль Смерти Рената, похоже, вошла прочно и надолго. Когда у нее поинтересовались, почему Смерть в фильме чересчур заботливая, добрая, такая мягкая, Рената мгновенно парировала: «А вы бы хотели, чтобы она была построже, пожестче?» И, после эффектной паузы: «Так вот к вам такая и придет!»

Прямая речь

После пресс-конференции все кинулись к Ренате. Скромно присутствовавшая Татьяна Друбич вышла в коридор гостиницы. Она была невероятно хороша. Но красота ее была полной противоположностью витальной и какой-то очень земной красоте Ренаты: утонченная, поэтическая, естественная. Казалось, она почти не изменилась со времен своего дебюта в пронзительном фильме Сергея Соловьева «100 дней после детства». Прическа такая же. Маленькое темно-синее платье, жемчуг.

— Татьяна, можно задать вам несколько вопросов от «Вечернего Петербурга»?
— Что же вы на пресс-конференции не спросили? Я сидела, как...

— Да как-то было не вклиниться — столько вопросов к Ренате. По образованию вы — врач. Вам близка эта завороженность Ренаты смертью, ее стремление эстетизировать смерть?
— Мне нравится, что Рената сделала фильм о смерти так необычно и так... весело. На мой взгляд, это большое достоинство фильма. Мысль о том, что каждый может заказать ту смерть, какая ему нравится, утешительна.

— Вы играете врача. Но современные врачи пугают людей часто даже больше, чем смерть...
— В фильме я играю не столько врача, сколько подругу. Женщину, которая когда-то что-то представляла собой, но все потеряла. Ее жизнь ушла. Что касается медицинской стороны, то моя героиня понимает, что не надо вмешиваться в процесс умирания, если ты уже не можешь ничем помочь. Надо просто быть рядом — с высшей степенью любви, участия и сопереживания к умирающему. 

P.S.

Картина «Последняя сказка Риты» — это история о том, как главная героиня Маргарита Готье (Ольга Кузина) готовится умереть. В той же больнице, где Рита ждет своего часа, работает ее подруга Надя (Татьяна Друбич) и ангел смерти — медсестра с говорящим именем Таня Неубивко. Ее сыграла сама Литвинова. Дабы преодолеть страх перед смертью, подруги Риты начинают готовить ее к переходу в мир иной…

 

↑ Наверх