Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Смеяться, право, не грешно

В Театре Комедии в кои-то веки выпускают не просто комедию, но самую смешную из современных пьес — «Шум за сценой» англичанина Майкла Фрейна (петербургские зрители знают его по постановке «Копенгаген» в БДТ). Премьера намечена на 13 и 14 июля

В Театре Комедии в кои-то веки выпускают не просто комедию, но самую смешную из современных пьес — «Шум за сценой» англичанина Майкла Фрейна (петербургские зрители знают его по постановке «Копенгаген» в БДТ). Премьера намечена на 13 и 14 июля. Но вот ведь незадача — режиссер Лев Стукалов взялся искать в пьесе скрытые философские смыслы.

Майкл Фрейн, успешный британский репортер и романист, мировую славу обрел именно благодаря «Шуму за сценой» (1982). После серии лондонских премьер пьеса попала на Бродвей и была удостоена серии наград, поскольку хорошо сделанные пьесы здесь не пропускают и оценивают по достоинству. Сюжет — из разряда самых любимых публикой: театр в театре. Режиссер Ллойд Даллас вполруки и по-быстрому ставит гастрольный вариант идиотской, как водится, пьески, действие которой происходит в загородном доме, где сталкиваются, разумеется того не желая, пара любовников, пара хозяев, вор и аутичная экономка. Дальше происходит серия неожиданных узнаваний. Но главное, что на весь этот бред зритель смотрит из-за кулис, то есть имеет возможность наблюдать за реальными страстями в труппе, которые дадут сто очков вперед любой самой смелой фантазии. Первое место среди страстей занимает, натурально, любовь и обратная ее сторона — ревность. С другой стороны, вопреки суровым законам соперничества побеждает актерская взаимовыручка. Третий акт зритель смотрит уже не за кулисы, а на сцену, но на тот момент прошел год после премьеры — и то, что происходит на подмостках, выглядит как самый нелепый балаган, побивший все рекорды по числу накладок. А подкованная уже публика запросто домысливает, что происходит в этот момент за кулисами, и ей оттого в два раза смешней.

Самое нелепое — искать в этой пьесе подтексты и скрытые смыслы, но режиссер Лев Стукалов, судя по его предпремьерным комментариям, разглядел в этой безделке символизм и абсурдизм. То есть актер, по пьяни забывший слова роли и мизансцены, в спектакле г-на Стукалова будет уподоблен персонажам Пиранделло, покинутым автором, и шире — богооставленным современникам. Увы, у Театра Комедии уже почти два десятилетия серьезные проблемы именно с юмором.

Оформил спектакль сценограф Александр Орлов.
В ролях: народный артист России Валерий Никитенко, заслуженные артисты России Дмитрий Лебедев и Ирина Цветкова, артисты Елизавета Александрова, Татьяна Воротникова, Полина Красавина, Самвел Мужикян, Юрий Орлов, Сергей Пронин, Василий Шелих.

 

Ведущая рубрики Жанна ЗАРЕЦКАЯ
↑ Наверх