Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Смольный не признает жертв красного террора

Музею истории Санкт-Петербурга отказано в финансировании археологических работ на месте массового захоронения жертв красного террора в Петропавловской крепости

 

Музею истории Санкт-Петербурга отказано в финансировании археологических работ на месте массового захоронения жертв красного террора в Петропавловской крепости 

Отказ поступил за подписью Веры Дементьевой, председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры правительства Петербурга. Вера Анатольевна сообщила, что комитет не имеет оснований для финансирования поисково-археологических работ «на месте предполагаемых захоронений времен Гражданской войны (1918 — 1920 гг.) на территории Петропавловской крепости» в 2011 — 2012 гг.

 

 

— Ответ из КГИОП — первый и единственный, вообще полученный из каких-либо инстанций по поводу судьбы этого захоронения, — возмущается профессор Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК и представитель правозащитной организации «Мемориал».

Некрополь жертв красного террора, идентифицированный чиновницей Смольного как «предполагаемое захоронение», обнаружился на Заячьем острове случайно — в 2007 году, при дорожных работах за крепостной стеной, вдоль Головкина бастиона, и сооружении стоянки туристических автобусов. С декабря 2009 года и все минувшее лето здесь на средства, выкроенные музеем, работала археологическая экспедиция. 

— Обнаружены шесть могил с останками свыше ста человек, — рассказывает ее руководитель Владимир Кильдюшевский, представляющий Институт истории материальной культуры РАН. — Нет сомнения, что это могилы жертв красного террора, объявленного в сентябре 1918 года. 

Именно в Петропавловскую крепость — тюрьму Петроградского гарнизона — чекисты (по декретам Смольного!) приводили арестованных и заложников. До 2007 года было лишь неизвестно место захоронения расстрелянных: от великих князей Романовых до безвестных женщин. 

— Останки обнаружены в историческом центре Петербурга, являющемся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории государственного музея-заповедника. Для меня непостижимо, почему ни Министерство культуры, в которое мы обращались, ни соответствующие подразделения местной власти не ударили палец о палец, чтобы обеспечить надлежащее финансирование археологических работ, — говорит профессор Марголис. — Вероятно, губернатор ждет, когда поступит сигнал из Кремля: доведите работы до конца, поступите с костями по-человечески и по-христиански, поставьте на них памятник. Пока же мы видим только скорбное бесчувствие властей. 

Градозащитники недовольны губернатором

Темп адекватного реагирования на проблемы — 4 месяца.

Шестая встреча представителей градозащитных организаций с губернатором Матвиенко завершилась их заявлением о бессмысленности таких встреч. Город продолжают рушить — губернатор лишь делает заявления по итогам разорения. В минувшую пятницу Валентиной Матвиенко обещано разобраться с первомайским сносом Преображенских казарм и дать старт тем противоаварийным работам на доме Рогова на Загородном проспекте, что власти обещали начать еще в ноябре 2010 года. 

Однако координатор движения «Живой город» Юлия Минутина приняла пост и «корочки» общественного советника при губернаторе. «Вечернему Петербургу» Юлия разъяснила, что «возможность напрямую передавать адекватную информацию губернатору тоже многое значит: ведь полученная информация обязывает к реакции на нее». Кроме того, Юлия становится заместителем председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. 

О переговорах Юлия замечает: — Я бы не назвала их крайне неудачными, скорее — крайне тяжелыми. Все же мы надеемся на определенный результат, и то, что в пятницу позвонили из Смольного и сообщили, что ликвидирована комиссия Гринберга, — хороший знак.

Требование распустить экспертную строительную комиссию при жилищном комитете под председательством В. Е. Гринберга, визировавшего снос зданий в историческом центре — при отсутствии законных оснований для деятельности его комиссии, — градозащитники выдвинули еще в январе, после сноса дома на Невском, 68. Таким образом, теперь им стал известен темп адекватного реагирования губернатора — 4 месяца.

 

Подготовила Алла РЕПИНА, фото автора
↑ Наверх