Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 января 2025

Смольный сохранят и достроят

Новый квартал между Смольным проспектом и Тульской улицей придаст «дворцовость» панораме Невы у Большеохтинского моста, полагает его автор — испанский архитектор Риккардо Бофилл

 

— Это очень ответственное место, — не устают повторять эксперты, члены Градостроительного совета при правительстве Петербурга.  

На съезде с Большеохтинского моста, вправо по направлению к Смольному — этот угол десятилетиями считался «заваленным»: его занимали корпуса мебельной фабрики. Ансамбль площади за мостом был не завершен еще в 1950-е годы.  

В наши дни территорию  промзоны решили отдать под недвижимость, дважды золотую в таком историческом месте. Вид на Неву, близость Смольного как административного сердца города плюс соседство Смольного собора — в пакет дорогого предложения клиентам вошло и весомое имя архитектора. Им, по выбору заказчика, стал испанец Риккардо Бофилл.

Предполагается, что массивная постройка не помешает обзору изящного Смольного собора со стороны Невы.

73-летний глава семейного архитектурного бюро из Барселоны реализовал огромное количество проектов по всему миру. В России за ним один несостоявшийся проект в Москве, в так называемом «высоком лужковском стиле». И  победа в закрытом конкурсе на создание конгресс-центра в Стрельне, рядом с Константиновским дворцом. Итоги этого конкурса огласили 7 октября 2007 года, конгресс-центр должен был появиться к 2011 году. И, если бы не кризис, на берегу Финского залива уже стояла бы массивная постройка в виде античного храма — «проект нового классицизма» и «образ симметричной красоты Вселенной», по характеристике самого мастера. Сейчас проект притормаживается необходимостью передислокации под него из Стрельны военного вуза — Морской академии им. Макарова.

С комплексом вблизи Смольного у Риккардо Бофилла тоже была заминка, но ее разрешили на последнем заседании Градостроительного совета города, состоявшемся перед первомайскими праздниками. Градсовет конца прошлого года забаллотировал проект — и по архитектурной части, и по культурно-исторической. Под него пришлось бы сносить  дореволюционные дома № 11, 13 и 15 на Смольном проспекте, водружая на их место лишь имитацию прежних фасадов. В городе уже немало примеров сооружения таких фальшфасадов — уступок законодательству об охране культурного наследия. Приставленные к кубам из стекла, эти сооружения смотрятся мемориальными стелами исчезающему историческому Петербургу.

— Мы отказались от этой идеи: исторические здания будут сохранены полностью, со всеми этажами и планировками квартир, — сообщил испанский архитектор членам градсовета. — Это серьезный жест застройщика, ведь он потеряет много квадратных метров.

С реконструкции трех доходных домов конца XIX — начала XX века и начнется обустройство территории бывшей мебельной фабрики. Смольный проспект сохранят с его старыми постройками, а также достроят — новыми зданиями, входящими в комплекс Риккардо Бофилла. Здесь будет 428 квартир бизнес-, элит- и люкс-классов. На первых этажах планируются офисы, подземная парковка рассчитана на 836 машин. Проектом предусмотрено возведение двух­этажного детского сада. 

Линия вдоль Невы разработана архитектором в духе «дворцовости» и «имперскости»: в трактовке этих понятий, относящихся к 1930-м годам Европы. Почти все члены градсовета отзываются о переработанном проекте с одобрением. Архитектор Михаил Мамошин, официальный рецензент, говорит о том, что выбран «честный путь» следования традициям 1930-х и 1950-х годов: опорой для проекта стали наработки ленинградской архитектуры для этого места, а также для Суворовского проспекта. Это будет своего рода «реализация утраченной ткани города», по словам Мамошина.

Впрочем, не все мэтры архитектуры, мнение которых становится определяющим в формировании новых трендов, в восторге от этого реванша тоталитарной архитектуры.

— Это архитектура Норильска или Архангельска, — звучали реплики на заседании градсовета. 

 — Здесь виден Шпеер, Берлин, — указывали они на знакомый почерк архитектора Альберта Шпеера, любимца Гитлера и автора нового Берлина как столицы мира, позднее осужденного Нюрнбергским трибуналом. 

Чтобы еще более пропитаться духом эпохи, испанцу Бофиллу порекомендовали пройтись пешком по Суворовскому проспекту — создававшемуся в качестве правительственной трассы Ленинграда — и вглядеться в здания, построенные в сталинскую эпоху.

 

Алла РЕПИНА. Эскиз проекта — ООО «Бофилл Архитектура»
↑ Наверх