До 10 июня галерея «КвадраТ» приглашает на выставку Юрия Гусева «Автопортрет художника».
Юрий Гусев, выпускник искусствоведческого факультета Института им. И. Е. Репина (Академии художеств), входил в группу «Эрмитаж», которая в эпоху расцвета застоя объединила талантливых молодых художников. Учителем и наставником группы был превосходный педагог Григорий Длугач, под чьим руководством изучались образцы западного искусства, хранящиеся в Эрмитаже. «Он учил, как строить пространство, показывал, как всякая точка зависит одна от другой, как их соединяют невидимые линии, — вспоминает художник эти занятия. — Я всегда думал: у старых мастеров это от Бога или они этому обучались? И решил, что и то и другое. Художник интуитивно решает, каким будет образ, а дальше ищет средства: компонует геометрически, пятнами, цветом. Казалось бы, чего проще изобразить Мадонну: рисуй женщину с ребенком, и всё. Но если ты что-то хочешь выразить, надо решить, как, какими средствами это передать».
Вальс. 2012.
Строго говоря, автопортретов на выставке всего два: на одном художник изобразил себя почти циклопом, косящим глазом из-за гор, а на другом — сидящим, пардон, в деревенском сортире. Отчасти автопортретом можно считать и картину «Учебный процесс», где демонический художник-преподаватель наносит на холст мазок под взглядами наивных юнцов (вот уже много лет художник преподает рисунок в Санкт-Петербургской театральной академии). Ироническое осмысление и собственной жизни, и педагогического опыта — в этом есть и экзистенциальная тоска («Если бы я знал, что мне надо, я расставил бы все точки над «i», но я, к сожалению, не знаю…»), и дань эстетике безобразного: «Мы хотим видеть гармоничные фигуры, но произведениями искусства становятся такие, в которых нет этой гармонии, а передано состояние человеческой фигуры, ее движение».
Учебный процесс. 2012.
Люди на его картинах — рыхлые, бесформенные, их обнаженность не эротична, а, если можно так сказать, человечна: ты смело, без боязни подставляешь на их место себя и входишь в этот мир, который еще предстоит узнать. «В академии учили — не глаз рисуй, а как он смотрит. Это первый этап, а второй — ты сам через этот глаз смотришь». Целая серия посвящена освоению нового мира — «Изгнание из рая»: Адам и Ева изучают свои тела и их возможности — не только рассматривают, но и бегают, прыгают, Адам берет Еву на руки — или идут друг за дружкой в чащу неизведанного леса. Хотя со времен Адама и Евы прошло страшно сказать сколько лет, человека все так же окружает странный, пугающий мир: «Ловец лягушек» пытается поймать существо, очень похожее на него самого, значит, он сам может стать лягушкой для кого-то большего.
Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора