Снега нет, но победы будут
Чем интригуют питерские «зимники» в этом сезоне
В зимних видах спорта разгорается очередной сезон. И хотя снега в Петербурге нет, наши земляки порадовали первыми локальными успехами. Но каковы их перспективы в этих дисциплинах в целом — за два с половиной года до Олимпиады в Сочи?
Коньки — наш последний конек
В сборной России держатся 68 наших земляков, представляющих 11 ледово-снежных дисциплин, которые претендуют на участие в сочинской Олимпиаде. Но на многое они, увы, не претендуют.
На кого сделана ставка? Прежде всего на фигуристов. Неожиданным триумфом обернулось возвращение в любители Евгения Плющенко: ученик Алексея Мишина, который пропустил все этапы «Гран-при», в «одну калитку» выиграл чемпионат страны в Саранске и застолбил за собой место в сборной на грядущих чемпионатах Европы (в январе в Шеффилде) и мира (в марте в Ницце).
Евгений Плющенко намерен вернуться в элиту мирового фигурного катания.
Что любопытно, подготовка Плющенко рассчитана на три сезона. Оригинальную концепцию придумал тренер фигуриста Алексей Мишин.
«Первое возвращение Евгения на лед было эдаким ударом — пришел, увидел, победил, исчез. А задачу на нынешний сезон я сформулировал бы так: возвращение в элиту мирового фигурного катания, — объяснил суть концепции Алексей Николаевич. — Причем для этого на первом этапе даже не обязательно наличие в программе четверных прыжков. Плющенко тренирует пока тройные прыжки».
То, что «облегченные» программы могут породить у соперников Плющенко уверенность в слабости конкурента, Мишина не смущает: «В своей подготовке мы не ориентируемся на каких-то конкретных противников. Все идет по плану. И к апогею этого процесса разучивание четверных прыжков, конечно же, предполагается».
Коньки в этом сезоне — вообще, похоже, наш конек: подъем наметился и в беговых дисциплинах. Благо Екатерина Шихова заметно спрогрессировала: питерская спортсменка, закрепившись в основном составе женской сборной, начала с бронзы в командной гонке на этапе Кубка мира в Челябинске.
Наставник россиян (что интересно, итальянец) Маурицио Маркетто ждет от Шиховой стабильного финиша в тройке и в индивидуальных забегах на спринтерских дистанциях, если та усовершенствует технику прохождения виражей.
Биатлонисты взялись за веревки и лопаты
Относительный успех достигнут в керлинге — мужской команде «Адамант» предстоит отстоять титул чемпиона страны, добытый в этом году впервые за последние семь лет. Даже если не получится, прорыв уже случился: трое невских «полотеров» — капитан Алексей Целоусов, Артур Ражабов, Петр Дрон — сыграли за Россию на чемпионате Европы в Москве, потеснив в кои-то веки столичных «пижонов». По его итогам наша сборная прорвалась в класс сильнейших. Впрочем, в мировой табели о рангах именно российские мужчины — аутсайдеры.
Лыжники, несмотря на нормальное финансирование, снизили результаты.
В остальных же зимних дисциплинах — как и прежде, в целом глухо, словно в танке. Хронические проблемы здесь лишь усугубились. Шорт-трек осиротел: умер знаменитый тренер и подвижник этой дисциплины Юрий Павловский. С окончанием эксплуатации единственной в городе и области трассы в Токсове, которую почти в буквальном смысле разобрали на дрова, закончились и питерские сани. Горнолыжникам мешает отсутствие в Питере собственно гор.
Правда, остается еще биатлон. Впервые в сборной закрепился наш земляк Дмитрий Малышко. В декабре он, «закрывая» эстафету, взял вместе с партнерами по сборной серебро этапа Кубка мира в Хохфильцене. Но на этапе в Оберхофе Малышко упал. Хорошо, ничего не сломал. «Угодил в кашу, его дернуло — и полетел», — прокомментировал оплошность тренер сборной Валерий Польховский.
Впрочем, о положении дел в нашем биатлоне красноречивее других высказалась другая питерская «сборница» — Екатерина Юрлова, которая, увы, ничем не блещет, финишируя пока что где-то за пределами второй или третьей десятки: «Руководство моего города ничего не делает для развития биатлона.
Нашу базу, где мы тренируемся, собираются продать под коттеджи. Незадолго до чемпионата мира у меня возникло желание поработать над стрельбой.
Пришла на стрельбище, а там все в снегу. Никто и не подумал его счистить! На установках были видны только половинки мишеней. Я должна была взять лопату, постелить одеяльце, привязать веревку к установке, чтобы ее передергивать… Понимаю, что карьера биатлонистки недолговечна. Хотелось бы за это время заработать на дальнейшее существование. Денег хватает только на покупку билетов, чтобы поехать на соревнования. Гордость гордостью, но жить на что-то надо»...
Почему не наесться «финансовым пряником»?
Прежде хронические неудачи питерских спортсменов тем и объяснялись — скудным «финансовым пряником». К этому сезону ситуация резко улучшилась. Во всяком случае, как заверили руководители большинства спортивных «зимних» федераций, в их ведомствах проблем с деньгами не было. Ведь, скажем, той же Шиховой в спорткомитете помогли приобрести на берегах Невы жилье и подарили годовой абонемент в элитный фитнес-клуб, где конькобежка летом ежедневно плавала, работала на тренажерах.
Кто точно не испытывал финансового голода — это лыжники: по информации «ВП», гонщики-спринтеры из Северной столицы регулярно выезжали на сборы в Австрию и Финляндию, получали лыжи, мази и откатчики, ретраки и «бураны» для прокладки снежных трасс, даже ложились на японскую массажную кровать. А результаты… снизились.
«Еще недавно в сборную «стучались» трое наших земляков — Иван Иванов, Николай Моряков и Наталья Нарышкина, которые, увы, некстати обморозились на сборе в Сыктывкаре, — буркнул раздраженный положением вещей в питерских лыжах вице-президент городской федерации лыжных гонок Олег Петров. — И результат печальный: Иванов поправился на семь килограммов, Моряков залечивает спину, а у Нарышкиной, похоже, угас интерес к тренировкам».
А вот с чем подошли к сезону прыгуны с трамплина: двое лидеров «загремели» в казарму. Один из них, который угодил в Морфлот, быстро оттуда вернулся — его командиром оказался батя одного из петербургских двоеборцев. Другой попал в историю: в части подо Псковом бронетранспортер, на котором новоиспеченный солдат ехал, взрывом разорвало на куски — из всех бойцов выжил лишь он один. Сейчас он, говорят, рвется из части в прыжки, на трамплин.
Прорыв намечен в будущем сезоне Что делать?
Во-первых, тратиться на приглашение маститых зарубежных тренеров. Без этого, считают многие специалисты, прогресса уже не достичь.
«Наших горнолыжников уже давно австрийцы плодотворно консультируют, благо в этом состоит их главный бизнес», — порадовал директор городской федерации сноуборда и горнолыжного спорта Антон Соколов.
Во-вторых, строить арены. В Петербурге в каждом зимнем виде спорта есть проблемы с тренировочными базами. Вдумайтесь — в каждом!
«Законодательство у нас ну очень нелогичное, — вздохнул, покидая кресло председателя спорткомитета, Вячеслав Чазов. — Помню, мы полтора месяца не могли согласовать с КГА и КБДХ, как разграничить зоны городских лесов. Ну где еще строить лыжные стадионы, как не в лесу?! Не на Дворцовой же площади!»
Прорыв в строительстве намечен только в будущем сезоне.
В Петербурге огромная проблема с тренировочными базами.
Комментарий
Александр ИГНАТЬЕВ, президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина:
— Мы, прыгуны, — без станка. Если прыгаешь с маленькой кочки, лазить на большой трамплин бессмысленно — ничего не добьешься. Еще проблема — обеспеченность спортсменов, которые на трамплин возвращаются из казармы. Зарплат им не платят. А наш спорт предполагает длительные выезды и сборы. Нужно либо иметь свою базу, либо обосноваться за границей. В свое время японцы, которым не хватало снега на родине, попросту купили коттедж в Финляндии и, периодически меняя составы команд, тренировались там до одури. В Европе прыгуны живут рядом с трамплином и потому, приехав с работы, идут туда и летают, пока не стемнеет. А освещенные лыжные стадионы вообще открыты круглосуточно. У нас же отработать что-то вечером нельзя — или работай, или прыгай. Получать в сборной зарплату можно, только выдав результат, а выдать результат без регулярных тренировок не удастся — получается замкнутый круг.
Между тем
Важнейшие объекты будущей инфраструктуры спорта
Биатлон
В Питере нет ни одного биатлонного стрельбища, пригодного для тренировок «сборников». Строительство современного лыжного стадиона сметной стоимостью в 190 миллионов рублей запланировано в Курортном районе — на озере Щучьем, близ Зеленогорска. Завершено согласование проекта с КГА и КБДХ по вопросам, связанным с разграничением зон городских лесов, которое длилось полтора месяца.
Если очень повезет, работы по строительству первой очереди стадиона, в частности бетонирование трассы, начнутся в нынешнем году.
Лыжные гонки
Возведение в Токсове современного лыжного стадиона с могульным склоном, всепогодной беговой «трубой», биатлонным стрельбищем, гостиничным комплексом и реабилитационным центром приостановлено из-за проблем с подрядчиками.
Возобновить работы предполагается в 2012 году, а завершить — осенью 2013-го.
Коньки
Все питерские конькобежцы тренируются в отвратительных условиях — на открытом стадионе «Спартак» в Удельном парке и на единственной искусственной ледовой дорожке на улице Демьяна Бедного. Проект строительства конькобежного центра в Полежаевском парке стоимостью в несколько миллиардов рублей (дешевле не бывает: крытый стадион в подмосковной Коломне обошелся, по оценкам экс-главы спорткомитета, в 5,8 млрд. рублей) разработан в городском комитете по строительству. Однако денег нет.
Альтернативный вариант — строительство «голландского» катка с двумя беговыми дорожками и искусственным льдом и медицинским центром. Документацию арены вкупе с экспертизой подготовила компания, которая проектировала катки на Медео и в Сочи. Сметная стоимость работ — 350 миллионов рублей, софинансирование вызвалось обеспечить Министерство спорта и туризма РФ.
Прыжки на лыжах с трамплина
Застывший памятник советской архитектурной эпохи — трамплин-развалюха К-90 в Токсове, построенный к тому же с грубыми технологическими дефектами, — не эксплуатируется долгие годы. Его планируется разобрать на металл.
Проектирование современного трамплинного комплекса, способного принять международные соревнования, вялотекуще продолжается. Сметная стоимость объекта — 7 миллионов рублей (вместо 15 миллионов, запланированных первоначально). Проблема — нет строительных компаний, готовых реализовать проект по такой «госконтрактной» цене.
Ледовые виды под крышей
В Петербурге ощущается нехватка льда для мастеров фигурного катания, шорт-трека, хоккея и керлинга. Строительство катка в Сестрорецке планируется в следующем году. Пока только в проекте специализированный центр керлинга в Невском районе, на Железнодорожной улице. Сверстан зато план строительства так называемых сдвоенных катков (т. е. объединяющих под одной крышей «коробки» европейских и канадских размеров) в Невском, Красногвардейском и Красносельском районах.
Переговоры с «Газпромом» о финансировании работ не затянутся. И возведение этих арен начнется в январе — феврале 2012 года.