Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Снос обещают «без экстремизма»

На месте железнодорожных путей Варшавского вокзала поднимутся 22 здания высотой до 18 этажей

Снос построек за старым вокзалом на Обводном канале, прекратившим свое существование еще в 2001 году, уже вовсю идет. Но — не тотальный, как заверяет демонтажная организация группы компаний «Размах».

Музей железнодорожной техники к 2016 году должен быть перемещен к Балтийскому вокзалу, а водонапорной башне суждено затеряться среди многоэтажек


 

— Позиция нашей группы такова — мы подрядчики, а не архитектурные экстремисты. Мы не стремимся ничего уничтожать. Есть четкая задача от инвестора — ждать результатов экспертизы. Сейчас мы движемся от Ташкентской улицы к черте Варшавского вокзала. Мы работаем только с объектами без охранного статуса. Мы не сносим все подряд. По контракту мы начинаем со зданий, которые сейчас не вызывают никаких вопросов. Даже если мы видим здание из красного кирпича — мы его оставляем, обходим, — говорит Елена Мургина, директор по связям с общественностью компании.

В Северной столице редкость, когда демонтажники выходят на диалог с прессой. Обычно они отделываются отговорками задним числом, когда уже уничтожено старое здание: мол, были простыми исполнителями воли инвестора, в нюансы истории не вникали. На этот раз и масштаб сноса, и обеспокоенность горожан таковы, что демонтажная фирма вышла на публичные объяснения. Совместно с градозащитниками из организации «Живой город» и экспертами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) представитель «Размаха» Елена Мургина приняла участие в пресс-конференции, посвященной проблеме сохранения исторического облика Варшавского вокзала.

Итак, горожане уже собрали сотни подписей под письмом в защиту комплекса, адресованным губернатору Георгию Полтавченко. В январе в постройках вокзала прошла и акция протеста. Тревогу горожан и градозащитников вызывает судьба исторических зданий. В ансамбле Варшавского вокзала есть официальные объекты культурного наследия, однако остальные строения на его территории могут быть снесены на законных основаниях — в отличие от центра города, здесь нет запрета на демонтаж каких бы то ни было исторических зданий.

Будущий жилой комплекс, уже имеющий название — «Галактика», разместится на 38 га. Сейчас эту территорию обследуют эксперты ВООПИиК. По словам Александра Кононова, заместителя председателя петербургского отделения этой организации, большинство зданий на территории находится в состоянии запустения: это руины и остатки пожарищ.

— История с вокзалом очень сложная. Я на своем веку видела несколько этапов борьбы за него, — говорит ведущий эксперт по промышленной архитектуре сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК профессор Маргарита Штиглиц.

Маргарита Сергеевна называет объекты инженерно-технической мысли XIX века, которые непременно следовало бы сохранить. Например, это поворотный круг для поездов: «Он в жутком состоянии, все проржавело!»

В 2001 году, после закрытия вокзала, на его пути была перенесена из Шушар экспозиция Музея железнодорожной техники. К 2016 году, времени начала строительства жилого района, музей должен быть перемещен к Балтийскому вокзалу. По-видимому, там следует подыскать и место поворотному кругу.

По информации группы компаний «Эталон», на 38 га бывшей железнодорожной территории за историческим Варшавским вокзалом она планирует построить жилой комплекс, включающий в себя 22 здания высотой до 18 этажей. Жить в этом районе у Обводного канала будут около 22 тысяч человек, в 8700 квартирах. На территории «Галактики» также планируется строительство трех детских садов и трех школ. Сроки реализации проекта: 2016 — 2021 годы.

Градозащитники предсказывают, что на фоне высотного комплекса потеряются исторические доминанты этой части Обводного канала: здание вокзала, церковь у Варшавского вокзала и водонапорная башня. Критикуют они и название «Галактика». По мнению Али Деконской, председателя Адмиралтейского районного отделения ВООПИиК, это «инопланетное вторжение» неуместно в контексте исторического Адмиралтейского района.

Перечень того, что следует сохранить для истории, эксперты предъявят в феврале.

 

↑ Наверх