Снос обещают «без экстремизма»
На месте железнодорожных путей Варшавского вокзала поднимутся 22 здания высотой до 18 этажей
Снос построек за старым вокзалом на Обводном канале, прекратившим свое существование еще в 2001 году, уже вовсю идет. Но — не тотальный, как заверяет демонтажная организация группы компаний «Размах».
Музей железнодорожной техники к 2016 году должен быть перемещен к Балтийскому вокзалу, а водонапорной башне суждено затеряться среди многоэтажек
— Позиция нашей группы такова — мы подрядчики, а не архитектурные экстремисты. Мы не стремимся ничего уничтожать. Есть четкая задача от инвестора — ждать результатов экспертизы. Сейчас мы движемся от Ташкентской улицы к черте Варшавского вокзала. Мы работаем только с объектами без охранного статуса. Мы не сносим все подряд. По контракту мы начинаем со зданий, которые сейчас не вызывают никаких вопросов. Даже если мы видим здание из красного кирпича — мы его оставляем, обходим, — говорит Елена Мургина, директор по связям с общественностью компании.
В Северной столице редкость, когда демонтажники выходят на диалог с прессой. Обычно они отделываются отговорками задним числом, когда уже уничтожено старое здание: мол, были простыми исполнителями воли инвестора, в нюансы истории не вникали. На этот раз и масштаб сноса, и обеспокоенность горожан таковы, что демонтажная фирма вышла на публичные объяснения. Совместно с градозащитниками из организации «Живой город» и экспертами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) представитель «Размаха» Елена Мургина приняла участие в пресс-конференции, посвященной проблеме сохранения исторического облика Варшавского вокзала.
Итак, горожане уже собрали сотни подписей под письмом в защиту комплекса, адресованным губернатору Георгию Полтавченко. В январе в постройках вокзала прошла и акция протеста. Тревогу горожан и градозащитников вызывает судьба исторических зданий. В ансамбле Варшавского вокзала есть официальные объекты культурного наследия, однако остальные строения на его территории могут быть снесены на законных основаниях — в отличие от центра города, здесь нет запрета на демонтаж каких бы то ни было исторических зданий.
Будущий жилой комплекс, уже имеющий название — «Галактика», разместится на 38 га. Сейчас эту территорию обследуют эксперты ВООПИиК. По словам Александра Кононова, заместителя председателя петербургского отделения этой организации, большинство зданий на территории находится в состоянии запустения: это руины и остатки пожарищ.
— История с вокзалом очень сложная. Я на своем веку видела несколько этапов борьбы за него, — говорит ведущий эксперт по промышленной архитектуре сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК профессор Маргарита Штиглиц.
Маргарита Сергеевна называет объекты инженерно-технической мысли XIX века, которые непременно следовало бы сохранить. Например, это поворотный круг для поездов: «Он в жутком состоянии, все проржавело!»
В 2001 году, после закрытия вокзала, на его пути была перенесена из Шушар экспозиция Музея железнодорожной техники. К 2016 году, времени начала строительства жилого района, музей должен быть перемещен к Балтийскому вокзалу. По-видимому, там следует подыскать и место поворотному кругу.
По информации группы компаний «Эталон», на 38 га бывшей железнодорожной территории за историческим Варшавским вокзалом она планирует построить жилой комплекс, включающий в себя 22 здания высотой до 18 этажей. Жить в этом районе у Обводного канала будут около 22 тысяч человек, в 8700 квартирах. На территории «Галактики» также планируется строительство трех детских садов и трех школ. Сроки реализации проекта: 2016 — 2021 годы.
Градозащитники предсказывают, что на фоне высотного комплекса потеряются исторические доминанты этой части Обводного канала: здание вокзала, церковь у Варшавского вокзала и водонапорная башня. Критикуют они и название «Галактика». По мнению Али Деконской, председателя Адмиралтейского районного отделения ВООПИиК, это «инопланетное вторжение» неуместно в контексте исторического Адмиралтейского района.
Перечень того, что следует сохранить для истории, эксперты предъявят в феврале.
Метки: Архитектура Вокзалы Про Петербург Из первых рук Строительство
Важно: Правила перепоста материалов