Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 13 ноября 2024

Собирайтесь-ка, гости мои…

До 24 января «Namegallery» приглашает на выставку Александра Флоренского «Картины, нарисованные в Грузии»

Название в объяснении не нуждается: экспозиция состоит из работ, созданных Флоренским во время недавних путешествий по этой стране — в мае и ноябре 2011 года, ноябре 2012-го и октябре 2013-го.

Аджарский хачапури


Впервые, как рассказывает художник, он побывал в Грузии в 1982 году, но никакого отражения в творчестве эта поездка не получила: из соображений мобильности Флоренский и его спутники не взяли с собой ни красок, ни холстов, ни даже блокнотов. Поэтому через 25 лет, когда художник собрался в Грузию снова, он этот пробел восполнил. «Поняв, что мне в Грузии все очень нравится, я стал бывать там не реже двух раз в год. Я стал рисовать в Грузии картины и достаточно активно участвовать в художественной жизни Тбилиси», — говорит Александр Флоренский.

Картины из грузинской серии весьма невелики, так и хочется назвать их картинками — но не в уничижительном смысле, а в нежном. Линии мягки, округлы, колорит неярок, размер камерный, рассчитанный на близкое рассматривание, да и в названиях часто встречается слово «маленький». Домики, церквушки, улочки, магазинчики, зверушки из зоопарка. Целая серия посвящена еде: тарелки и чашки уравнены в правах с пейзажами. Флоренский словно бы создает мини-энциклопедию грузинской жизни, некое наглядное пособие: надписям в композициях уделена важная роль, причем это не только вывески, но и названия животных или блюд (написано все по-грузински, так что для нашего глаза это что-то вроде орнамента).

Продуктовая лавка на углу Марджанишвили и Джавахишвили вечером

Большинство картин создано в Тбилиси, но есть и виды других городов. «Вообще мне в Тбилиси нравится решительно все, есть только один серьезный недостаток — полное отсутствие любимых мною корабликов, ибо Кура совершенно непригодна для навигации, — признается художник. — Вот почему я уже давно рвался в Батуми. В Батуми корабликов оказалось сколько угодно — порт, морской вокзал и яхтенная стоянка». Излишне говорить, что кораблики на картинах Флоренского получились тоже маленькие, игрушечные.

Все вместе складывается в дробную, мозаичную картину, немного сказочную, но не наивную: это не восхищенное первое впечатление, а любовь, длящаяся годами.

↑ Наверх