Собственность — это ответственность
Двадцать лет в стране идет приватизация жилья. Обжитые квадратные метры — это те заработанные трудом советских людей крохи, которые им было позволено присвоить в полной мере, став их собственниками. Однако первоначальный порыв по приобретению родного жилья в собственность стал быстро спадать, превратившись в вялотекущий процесс, растянувшийся на двадцать лет. На сегодня 30% обладателей жилья так и не воспользовались своим правом. Нельзя сказать, что оно им вообще безразлично. Ведь когда в конце прошлого года было объявлено о завершении приватизации, началось столпотворение. Сотни тысяч людей бросились собирать справки и квитанции, образуя суточные стояния в очередях. На резонный вопрос: где вы были раньше? — наиболее распространенный ответ: нет денег.
Сергей Иваненков, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, доктор философских наук.
Что за собственность надо платить — прописная истина мира частной собственности, в котором мы теперь живем. Кто уже стал собственником жилья, это знают и исправно платят налог на недвижимость. Он несколько вырос, но все еще составляет символическую сумму. Однако все прекрасно понимают, что правила игры задает государство и нет доверия этому «партнеру». Как только все станут собственниками, этот налог быстро поднимут, а основание всегда найдут. Одно из них давно на слуху: просто пересчитать стоимость жилья по рыночной цене, и ой как вздрогнут тогда наши в большинстве своем небогатые собственники! И хотя пока этого нет, но упорные разговоры «наверху» уж очень настораживают. Альтернатива социального жилья с непонятными пока правилами найма и туманными прикидками возможных арендных расценок тоже порождает у части населения сомнения.
Как известно, в итоге приватизацию жилья вновь продлили на два года. Но как у власти, так и у народа есть четкое понимание того, что бесконечно такая ситуация продолжаться не может. Она уже сегодня вредит всем: собственникам — развязывая всей системе ЖКХ руки для манипулирования платежами за коммунальные услуги, капитальный и текущий ремонт и т. д.; несобственникам — продлевая время подвешенного состояния и мучительного ожидания дня грядущего. В результате ситуация неопределенности все более затягивается, порождая, с одной стороны, массовое равнодушие и безответственность, а с другой — подогревая «мутную водичку», в которой кто-то в это время ловит свою «золотую рыбку».
Стратегический курс правительства на быструю передачу жилья в собственность граждан был понятен изначально: сбросить с шеи государства это неподъемное ярмо. Да и сама идея «собственность — народу» в начале 90-х выглядела очень актуально и демократично. Теперь же правительство уверенно полагает, что не кто иной как собственники только и должны навести порядок в ЖКХ, поскольку это в их прямых интересах.
И сегодня, особенно в новых домах и кварталах, уже создано достаточно много товариществ собственников жилья, которые начинают осваивать сложную науку самостоятельного коллективного управления своей собственностью. Нельзя сказать, что процесс идет гладко и безболезненно. Правлениям ТСЖ, как правило, в лице председателя, забот и в своем хлопотном хозяйстве хватает, и с управляющими компаниями подчас сложные и конфликтные отношения складываются по поводу качества услуг и их стоимости.
Но как показала практика, самые сложные проблемы возникают тогда, когда вопросы оперативного управления имуществом и денежными средствами ТСЖ требуют решения общего собрания собственников. Часть таких вопросов по закону подлежит решению исключительно квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Вот где начинаются хождения по мукам! Потому что, сетуют многие председатели ТСЖ, одновременно собрать такое количество голосов и жильцов в очном режиме не удается уже несколько лет. В лучшем случае провели первое собрание, создали ТСЖ, а дальше — пусть у правления или председателя голова болит. И так рассуждают не сидельцы неприватизированных квартир, а полноценные собственники.
За свежими примерами далеко ходить не надо. Сейчас административным порядком вводится новая статья платежей — на капитальный ремонт. Предлагается два варианта накопления и распоряжения средствами: либо ТСЖ само открывает счет и решает, где и когда на собранные средства капитальный ремонт проводить; либо создается районный оператор, который аккумулирует эти средства у себя на счету и решает, что, когда и кому капитально отремонтировать. Всякому здравомыслящему человеку, достаточно пожившему в нашей стране, понятно, что как только деньги уйдут в какой-то «общий котел», то кричи не кричи, ничего, кроме эха, оттуда не дождешься. Всегда найдется более нуждающийся и десятки причин, почему вы все время оказываетесь вторым, третьим и далее.
Поэтому момент чрезвычайно ответственный, а принять решение, по какому варианту дальше жить, может только собрание собственников, причем квалифицированным большинством голосов. Но у подавляющего большинства собственников вновь срабатывает старая установка: «им» надо — пусть и решают. Как следствие — массовая неявка на собрания, отсутствие кворума, и ТСЖ работать по первому варианту не может. Когда же впоследствии начнет течь крыша или потребуется замена труб во всем доме, эти же люди, проигнорировавшие собрание, будут писать гневные письма губернатору, президенту и иже с ними, обвиняя всех и вся в мошенничестве.
Да, очень медленно мы постигаем урок, что собственность — это ответственность за себя и свою судьбу. А для значительного числа наших граждан он оказывается настолько сложным предметом, что они остаются по нему на второй или третий год.
Опыт ТСЖ показывает, что наличие свидетельства о праве собственности в одночасье не превращает человека в эффективного собственника. И пока еще надо, используя все доступные информационные средства, доводить до людей, что теперь они сами за все в ответе. Простая вроде бы мысль, а никак не может овладеть умами масс.
Метки: «Жилкомхоз» Авторское право Про Петербург
Важно: Правила перепоста материалов