«Ум и сердце человечье были гением моим…»
14 июля исполняется 270 лет со дня рождения русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина
Корреспонденты «ВП», как обычно, решили пройтись по петербургским адресам Державина. Но поэт не заставил нас бегать по всему городу. Выяснилось, что из достоверных адресов в Петербурге сохранился только один.
Розы «Александр Пушкин»
украшают сад усадьбы.
«Мне построй покойный дом…» (Набережная Фонтанки, 118)
Во дворике нас встретили бюст поэта работы Марии Литовченко, которая за основу взяла портрет кисти Боровиковского, крупные чайные розы сорта «Александр Пушкин» и несколько очень красивых кошек, нашедших себе приют под сенью муз.
С 2003 года здесь открыт музей, филиал Всероссийского музея Александра Сергеевича Пушкина. Силами его руководителя Сергея Некрасова и была возрождена державинская усадьба — буквально из руин.
Перед анфиладой парадных залов стоит плазменный экран, на котором крутят фильм о реставрации усадьбы. После смерти второй жены Державина, в 1846 году, усадьбу приобрела с торгов Римско-католическая церковь, началась переделка интерьеров. Разрушение довершила революция. В этой роскошной барской усадьбе устроили обычный жилой дом с громадными коммуналками. Те, кто жил здесь, вспоминают, что многие пользовались остатками «былой роскоши» — державинской мебелью стиля ампир из ценных пород дерева.
Купив дешевый дом на окраине Петербурга, когда ему уже было шестьдесят лет, Державин вложил в перестройку усадьбы 26 тысяч рублей. С просьбой перестроить дом он обратился к Николаю Львову. В стихотворении он пишет:
«Зодчий Аттики преславный
Мне построй покойный дом.
Вот черты и мысли главны
Здесь начертаны пером
На брегу реки Фонтанки».
Судьба Державина была тесно связана с Екатериной Великой.
«Был горяч и в правде — черт»
В Литературной гостиной на стене висит парадный портрет Екатерины Великой, написанный неизвестным художником. Этот портрет предоставил Эрмитаж на временное хранение. Как рассказали вашим корреспондентам в музее, пока контракт заключен на год.
С Екатериной Второй судьба нашего героя была тесно связана. Державин, родившийся в Казани в небогатой дворянской семье, в юном возрасте был призван в Петербург для прохождения воинской службы в Преображенском полку, служил солдатом, только по прошествии десяти лет получил офицерский чин. Служба была, по его выражению, «академией мужества и терпения».
Отслужив, осел в Петербурге, поначалу живя на съемных квартирах. Посвятив императрице оду «Фелица», был ею замечен и обласкан, получив от нее золотую табакерку, усыпанную бриллиантами, и 500 червонцев. При ней был сенатором, статским советником, губернатором Олонецким, Тамбовским.
Восхищение императрицей не мешало Державину видеть все пороки придворных и чиновников, которые он смело обличал. Как он сам написал однажды о себе: «был горяч и в правде — черт». Державин входил в комиссии, расследовавшие крупные растраты казенных средств.
Стоит ли удивляться, что коллеги не любили правдолюбца?
Уставший от мундира, придворных интриг и борьбы с ветряными мельницами (разве ж можно в России победить коррупцию?), Державин удалился на покой, проводя зиму в своей усадьбе на Фонтанке, а лето — в имении Званка на реке Волхове. Теперь ничто не отвлекало его от поэзии.
Книжные шкафы-обманки: замаскированные двери.
«Я мысленно вхожу в ваш кабинет…»
Стоящие в кабинете Державина книжные шкафы, выполненные по эскизам Николая Львова, — аттракцион! Дело в том, что три из девяти — обманки: двери, замаскированные под шкафы.
Здесь же стоит не менее знаменитый диван с многочисленными боковыми ящичками по бокам, в которых поэт хранил свои рукописи (копия, сделанная реставраторами по эскизам Николая Львова).
На диване лежит аспидная доска с грифелем, предоставленная Российской национальной библиотекой.
За несколько дней до смерти Гаврила Романович написал свое знаменитое размышление о бренности бытия:
«Река времен
в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит
в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы».
Но его стихи живы до сих пор, почти три столетия спустя. И звучат удивительно современно.
Разве не кажутся злободневными хотя бы вот эти строки, написанные о чиновниках:
«Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно
действовать умом,
Он только хлопает ушами»?
В бальной зале не танцевали, а беседовали.
Шарокат и шаропих
Двухсветный зал, бальный по назначению, называется «Беседой». При Державине здесь не танцевали, а спорили о судьбах русской литературы и словесности. За овальным столом заседало общество «Беседа любителей российского слова», созданное по инициативе филолога Александра Семеновича Шишкова. Члены «Беседы» боролись за сохранение старого слога русского языка, возмущались засильем галлицизмов. Пафос литераторов понятен, но и юный Пушкин был не так уж неправ, обвинив в глупости Шишкова и его друзей. Судите сами. На втором этаже державинской усадьбы расположена бильярдная, где есть портрет Шишкова — гравюра Уткина с оригинала Джорджа Доу. Выглядит он благородным, седым красавцем, и даже странно ожидать от такого человека призывов называть бильярд шарокатом, а кий — шаропихом.
«Стерлядь золотая» и «щука с голубым пером»
Одна из самых больших комнат — столовая. В течение 25 лет здесь по субботам собирались литераторы, художники, архитекторы, музыканты. Бывали Фонвизин, Львов, Капнист, Карамзин, Крылов, Жуковский, Левицкий, Боровиковский, Бортнянский…
Именно в этом доме Державин написал знаменитое стихотворение «Приглашение к обеду»:
«Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят,
В графинах вина, пунш, блистая,
То льдом, то искрами горят».
Но еще больше впечатляет описание застолья из стихотворения «Евгению. Жизнь Званская»:
«Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь — икра,
и с голубым пером
Там щука пестрая — прекрасны!»
Согласитесь, такие стихи нельзя читать на голодный желудок — слюнки потекут. Если серьезно, то описание застолий в пушкинском «Евгении Онегине» наследует державинскую традицию.
На выставке «Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет» в Музее-усадьбе Г. Р. Державина, которая откроется сегодня в 14.30, представлены уникальные фото- и видеоархивы музея. Посетители смогут увидеть самые яркие моменты из современной жизни усадьбы и редкие исторические кадры: фото разрушенного дома поэта, виды разоренной усадьбы, уникальные документы, эскизы и планы восстановления. Будут демонстрироваться фильм об истории восстановления дома поэта и создания в нем музея и другие мультимедиаматериалы.
12 июля в 10.00 в Музее-усадьбе Г. Р. Державина пройдет праздник русской поэзии XVIII века, посвященный 270-летию со дня рождения поэта и десятилетию Музея Г. Р. Державина и русской словесности его времени.
Программа праздника
10.00 — 13.30 — научная конференция «Державинские чтения»;
14.00 — акция «Приношение поэту» у памятника Г. Р. Державину;
14.30 — открытие выставки «Возрожденная усадьба» и выставки икон современных художников «Вечное в новом» (Западный корпус Музея-усадьбы);
15.00 — торжественная церемония в честь юбилейных дат (зал «Беседы любителей русского слова», Центральный корпус Музея-усадьбы);
16.00 — концерт квинтета Капеллы «Таврическая» и ансамбля «Солисты Екатерины Великой» с участием художественного руководителя ансамбля Андрея Решетина (скрипка) и лауреата конкурсов старинной музыки Ирины Шнееровой (клавесин);
В 15.00 начнется автобусная экскурсия «Г. Р. Державин в Петербурге» (продолжительность 3 часа; стоимость льготного билета — 300 руб.; сбор группы в кассе музея).
NB! 12 июля на экспозиции и выставки во всех корпусах Музея-усадьбы Г. Р. Державина и в сад ВХОД СВОБОДНЫЙ!
Долгие годы сад находился в ведении Польской церкви и так и назывался — Польским. Ухода за ним не было никакого, просто росли сами по себе деревья да устраивали пикники местные жители. Сейчас сад восстановлен в том виде, каким был при Державине.
«Музы дадут нам денег!»
О создании усадебного парка известно из трудов самого Державина. Он рассказывал, как однажды вышел со второй женой Дарьей Алексеевной на балкон, под которым простирался участок, заросший деревьями. Дарья Алексеевна посетовала, что нет средств для превращения его в парк. Поэт ответил: «Музы дадут нам денег». Так и случилось. Были изданы «Анакреонтические песни» Державина. Полученного Державиным гонорара хватило как раз на то, чтобы создать великолепный усадебный парк. Когда сад передали музею в 2006 году, он получил статус усадьбы. Нынче за вход взимается плата, совсем небольшая — тридцать рублей.
Метки: Музейное дело Праздники Истоки Не пропусти!
Важно: Правила перепоста материалов