Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Сохраняя баланс между информативностью и развлечением

С 14 ноября по 14 декабря в Петербурге проходит Первая биеннале музейного дизайна

Покажут семь проектов для малых городских музеев

Идея принадлежит «Институту Про Арте», который много лет проводил фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Нынешняя биеннале создана примерно для той же цели — вписать с помощью современных дизайнеров традиционные, консервативные музеи в современный мир. Показать посетителям, что музейные экспозиции, которые, что скрывать, во многих наших музеях выглядят архаичными, застывшими в прошлом, даже замшелыми, можно преобразить. Тем более если речь идет о временных выставках. Мало просто развесить картинки по стенам или разместить предметы в витринах. Современная публика избалована развлечениями. Чтобы завлечь ее на выставку, надо потрудиться. 

На фоне баннера с военными врачами посетители рассматривают модели санитарного поезда и лодки.

Сегодня требуется создать образ выставки — яркий, запоминающийся, привлекательный. Чтобы у посетителя остались от посещения музея не только память об усталых ногах и каша в голове из различных сведений, которыми его нагрузили старательные экскурсоводы. 

Впрочем, рассказать лучше на конкретных примерах. И мы с фотокором отправились в пресс-тур, чтобы лично осмотреть дизайнерские проекты и познакомиться с мнением музейщиков и дизайнеров.

На прозрачном баннере — скан с архивной фотографии военного госпиталя.

«Поле боя — госпиталь»

Музей обороны и блокады Ленинграда (Соляной пер., 9)

Проект знаменитого британского музейного дизайнера Джонатана Барнбрука представят широкой публике 21 ноября, когда город будет отмечать очередную годовщину открытия ледовой трассы — Дороги жизни. Журналисты увидели его первыми. 

В Музее обороны и блокады Ленинграда хоть раз бывал каждый житель нашего города. Посещают его и туристы. В музее собраны уникальные экспонаты — из блокады, подлинные. Но сама экспозиция оставляет впечатление архаичной. Кроме того, в музее очень мало пространства. О том, чтобы обновлять экспозицию в таких условиях, не может быть речи. Поэтому музей охотно пошел на предложенный «Институтом Про Арте» эксперимент — обновить хотя бы один зал. 

Вот как рассказал об этом Сергей Курносов, директор Музея обороны и блокады Ленинграда:

— На выставке представлены помимо предметов нашего музея экспонаты из Военно-медицинского музея, Военно-морского, из Музея военного костюма, из частных коллекций. Многие из вас знают, что главная проблема нашего музея — это недостаток помещений, площадей. Думаю, что сейчас, скучившись здесь, мы все можем физически ощутить эту нашу главную музейную проблему. Выставка должна изменить концепцию использования выставочного пространства нашего музея. Когда мы узнали, что в Петербурге планируется биеннале музейного дизайна, мы увидели выход из положения, которое хотели изменить. Встретившись с Джонатаном Барнбруком, я понял, что это тот человек, который поможет решить проблему. Перед нашими британскими дизайнерами из очень уважаемой дизайнерской фирмы мы ставили задачу — не создать выставку, не наполнить витрины предметами, а прежде всего трансформировать выставочное пространство, сделать не просто выставку из набора предметов, а создать образ. Мне кажется, это удалось. Выставка посвящена военной медицине. Она — о подвиге врачей. 

Дизайнеры Джонатан Барнбрук и Джонатан Эббот поделились впечатлениями о своей работе с Музеем обороны и блокады Ленинграда. По их словам, приглашение создать проект именно в этом музее, который так важен для Санкт-Петербурга, они восприняли как честь. 

«Обычно мы как дизайнеры работаем в коммерческой сфере, — подчеркнули британцы. — А тут у нас была возможность напрямую воздействовать на жизнь людей. И ведь сама тема вдохновляла — спасение людей!» В заключение они поблагодарили директора музея за открытость к переменам: «Обычно ведь музей — это такое консервативное пространство. А здесь он был абсолютно готов к новому представлению темы блокады, подвига города». 

Прозрачные баннеры — многократно увеличенные черно-белые фотографии врачей и медсестер, раненых. Подиум в центре зала, на котором стоит макет санитарного поезда с ранеными и лодка. В витринах выстроились в ряд склянки с медикаментами, которые были доступны военным врачам: древесная вата, корпия. В других витринах — врачебные инструменты, извлеченные пули и осколки. На манекенах — костюмы военных медиков: шинели, бушлаты, ватники. 

Зная, что создают временную выставку, а не постоянную экспозицию, дизайнеры постарались сделать ее легко трансформирующейся, избрав структуру палатки, военно-полевого госпиталя — более прозрачную, легкую в сравнении с экспозициями соседних залов. 

Стоит сказать, что дизайнеры подошли к теме, священной для петербуржцев, чрезвычайно тактично, подчеркнув, что им было важно «сохранить баланс между развлечением и информативностью».

1917 — 1930 годы.В это время появилось много памятников Ленину.

«На память о памятнике»

Музей городской скульптуры, Новый выставочный зал (Чернорецкий пер., 2)

Здесь можно посмотреть проект дат-ского дизайнера Арне Кворнинга «На память о памятнике». 

Зрителей встречает панорамная стена, сплошь заклеенная цветными открытками. Настоящий ковер. Поначалу напоминает холодильники современных любителей магнитиков (в частности, у меня на холодильнике живого места нет — сплошной ковер из магнитиков). Но потом, когда отходишь на несколько шагов, видишь, что открытки наклеены не просто так, а со смыслом: они складываются в силуэт Медного всадника. Так вот ради чего затевался этот трудоемкий коллаж! Испугавшись было, что к стене приклеены драгоценные оригиналы, спрашиваю у дизайнера, не повредит ли это им. «Что вы, — смеется тот. — Это отсканированные открытки! На оригиналы я бы не покусился!»

Дальше в зал уходят две выстроенные стены, в отдаленной перспективе они сужаются, сходясь в точку. Внутри возникает подобие улицы, которая уходит вдаль не только в пространстве, но и во времени: от дореволюционного Санкт-Петербурга до современного города, которому снова возвращено его историческое имя. 

О коллекции открыток рассказала Надежда Ефремова, заместитель директора музея по научной работе:

— У нас очень большая коллекция открыток. Именно открытки дают нам возможность изучать историю бытования памятников во все времена. Когда мы собираем иконографический материал, связанный с историей создания, бытования памятников, обойти открытку вниманием невозможно. Этот маленький листочек дает иногда замечательные сведения, может сообщить о нюансах жизни памятника в различные исторические моменты. Вот, например, открытка с надписью «Привет из Петербурга!». И мы видим, что название «Петербург» на ней зачеркнуто цензурой. И понимаем, что это 1914 год, когда Санкт-Петербург стал уже Петроградом. Многие другие нюансы мы найдем, когда внимательно посмотрим на наши открытки. Для нас это важнейший материал. Но мы привыкли видеть открытку в совершенно стандартной обстановке: на выставках показываем ее или в витринах, или используем планшеты. Поэтому мы и обратились к нашим коллегам, дизайнерам, поставив перед ними сложную задачу — придумать необыкновенную, совершенно новую подачу нашего музейного экспоната.

По мнению музейщиков, датский дизайнер Арне Кворнинг блестяще справился с этой задачей. Вот как он сам объяснил свой замысел: 

— Мы работали над проектом несколько месяцев. Расположить сотни открыток по одной прямой, создать своеобразный горизонт, при этом выстроить с их помощью панораму времени, эпох — это была непростая задача. Здесь представлено пять периодов истории города — Петербурга, Петрограда, Ленинграда, потом снова Петербурга. Музей решил тематически расположить материал, чтобы можно было увидеть, как развивался Петербург. Иногда видишь на открытках разного времени буквально один и тот же вид, один и тот же памятник, но замечаешь: городской ландшафт значительно изменился. 

«Пройдите вдоль стен, — посоветовал дизайнер, — посмотрите на открытки внимательно. Быть может, кто-то из вас найдет на них свой дом, или учебное заведение, или памятник, с которым связаны какие-то личные события».

Я последовала совету господина Кворнинга и, о чудо, увидела несколько открыток, выполненных в блокадном Ленинграде известным советским графиком Николаем Павловым. «Ленинград. Годы Отечественной войны. Лыжная тренировка. 1944 год». «Огневой налет врага. 1943 год». «После вражеского налета. 1945 год». Художник Николай Павлов был соседом моей бабушки и моего папы в коммунальной квартире на набережной Мойки. Отсюда, из этой квартиры, мой 16-летний папа ушел добровольцем на фронт. А бабушка осталась здесь, пережила страшную блокадную зиму 1941 года, но организм был истощен, и в августе 1942 года она все-таки умерла. Ей было 53 года. 

Николай Павлов оставался в Ленинграде всю блокаду, продолжал рисовать, став летописцем страшного времени. Выжил. У меня дома над письменным столом висит его офорт «Летний сад», датированный 1957 годом. Такая вот трогательная встреча, вызвавшая столько воспоминаний. 

В конце зала — слайд-шоу. Замысел в том, чтобы люди, сфотографировавшись на фоне любимого памятника, могли потом прислать свои снимки, а мы бы загрузили их на сервер. Эти личные фотографии, порой довольно забавные, контрастируют с открытками, представляющими официальный взгляд на город. 

Красная пятиконечная звезда — один из символов ушедшей эпохи.

***

В Петербургской биеннале музейного дизайна участвуют кроме вышеназванных музеев Нарвские триумфальные ворота, ГМЗ «Гатчина», Музей «Разночинный Петербург», Музей хлеба, Дом-музей Федора Ивановича Шаляпина, Музей политиче­ской истории России, Мемориальная мастерская Михаила Константиновича Аникушина. 

Коллаж из множества открыток, которые складываются в силуэт Медного всадника.

***

В рамках биеннале в лектории Главного штаба с лекциями выступят: дизайнер экспозиции обновленного Рийксмузея Жан-Мишель Вильмотт (Франция), архитектор галереи White Cube и арт-пространства для Дэмиена Херста и Трейси Эмин — Майкл Ранделл (Великобритания), дизайнер и экспозиционер выставок современного искусства Элизабет Топсе (Дания). Также музейные специалисты и дизайнеры обсудят проблемы современного музейного дизайна в России.

↑ Наверх