Солнечный цирк приедет к нам в ноябре
Даже на гастролях дети артистов занимаются с учителями, а кормят цирковых собственные повара
В прошлом году петербуржцы познакомились с Цирком дю Солей (Cirque du Soleil), заворожившим всех своим шоу «Corteo». В этом году гастроли знаменитого цирка пройдут в Петербурге в ноябре — в Ледовом дворце публике представят шоу «Saltimbanco».
Корреспондент «Вечёрки» Виктория Аминова встретилась с директором русского Цирка дю Солей Натальей Романовой (на фото), разузнала подробности о грядущих гастролях и некоторые секреты закулисного существования знаменитой команды.
Наталья Романова. Фото: Фото предоставлено Цирком дю Солей
Искусство цирка — наднационально
— Наталья, чем именно отличается дю Солей от привычного нам цирка?
— Канадский цирк начинался с уличных представлений, с театрализованных зрелищ с элементами акробатики, хождением на ходулях, глотанием огня, это тот цирк, что испокон веков существовал в Европе, а потом в Америке. От привычного россиянам цирка он отличается в первую очередь тем, что там нет и не было животных. Ну а вообще искусство цирка — наднационально, и, конечно же, сходные черты тоже есть. Тем более что из 5000 сотрудников цирка примерно 20% — это российские артисты, спортсмены, тренеры. Вообще интернациональность — это один из элементов Цирка дю Солей, в каждом шоу работают представители 20 — 25 национальностей.
— Российский дю Солей — это отдельная компания, которая работает под знаменитым брендом, или мы увидим тех же артистов, что работают в этих шоу в Канаде?
— Мне часто задают этот вопрос. В отличие от других жанров, например мюзиклов, где принято набирать актеров в том месте, где выступает шоу, в нашем цирке существует толь
Артисты Цирка дю Солей делают невозможное. Фото: Фото Натальи ЧАЙКИ
— Как российские артисты попадают в Цирк дю Солей?
— Так же, как и все остальные: существует кастинг. Это масштабный, отлаженный механизм. Есть люди, которые по всему миру отыскивают все новинки, и не только в цирковом искусстве, но и в спорте, живописи, музыке, технологиях, высокой моде, чтобы потом все это как-то использовать в наших шоу. Талантливые артисты, найденные по всему миру, заносятся в базу данных, и там они, бывает, по многу лет ждут, пока будут востребованы. В определенный момент в той или иной точке мира проходит кастинг по одной из специальностей, куда вызываются артисты из близлежащих регионов, где они борются за две или три вакансии, которые есть в дю Солей.
Каждое наше шоу — не просто зрелище, а драма
— Я правильно поняла, что ваши представления — это не только зрелище, но и отчасти спектакль, в котором есть некая драматургия?
— Да, конечно, ведь для постановок привлекаются режиссеры мирового уровня, например Робер Лепаж, а шоу «Corteo», которое мы привозили в прошлом году, поставил Даниэле Финце Паска — известный театральный режиссер, участник Чеховских фестивалей. Мне кажется очень позитивным тот факт, что каждое шоу ставят разные режиссеры, работающие в разных жанрах, привнося тем самым что-то свое в многообразную палитру творчества Цирка дю Солей. Прежде всего должна возникнуть идея, а уж потом режиссеры думают, какое это будет шоу — стационарное или гастрольное — и какие артисты нужны в этой постановке, какие костюмы и декорации. А главное требование к идее заключается в том, чтобы она казалась невозможной, нереализуемой. Недавно я была в штаб-квартире в Канаде, встречалась с коллегами, и они мне рассказали удивительную вещь: оказывается, цирк сотрудничает с крупнейшими университетами, которые занимаются биомеханикой и медициной. И специалисты просчитывают возможности человеческого организма: где предел человеческой растяжки, какова предельная гибкость суставов. Чтобы не тратить месяцы и годы на тренировки и чтобы, не дай бог, не было травм, сейчас уже можно заранее просчитать, что может и чего не может человеческое тело.
Мы бродячие артисты!
— Цирк — это бродячее искусство, и вы так образно сказали, что дю Солей передвигается «гастрольным караваном»… А как путешествует цирк?
— Да, это другой элемент нашего цирка — они всегда будут перемещаться с места на место, чтобы поддерживать живую связь со зрителями. Потому что никакая запись на видео не передает тех ощущений, что возникают в зале, из непосредственного контакта артистов с аудиторией. Конечно, в Вегасе, в специально построенном театре, можно посмотреть стационарные шоу, которые могут проходить только на собственной площадке, например шоу «О» — там вместо сцены бассейн и вся технология устроена таким образом, чтобы можно было его обслуживать. Под водой работают 15 — 20 аквалангистов, которые в момент, когда акробат прыгает под воду, дают ему кислород, чтобы он продолжал там дышать. Но остальные шоу путешествуют по миру, и график гастролей составляется на 3 — 4 года вперед. Но это, конечно, путешествия с комфортом, ценность человека в дю Солей очень высока. Если будут хоть малейшие сомнения в безопасности артистов, цирк откажется от выступления, но не подвергнет риску своего сотрудника. Когда дю Солей гастролирует, то это едет целый город, в котором не меньше 150 человек. Путешествуют на самолетах, поездах, в автобусах, вид транспорта зависит от расстояния и просчитывается, чтобы люди не сильно уставали. Живут артисты в гостиницах не меньше 4 звезд, семьи с детьми расселяются по комфортным квартирам, чтобы продолжать нормальную жизнь. Путешествует даже школа для детей артистов, уроки ведутся на 3 — 4 языках, в зависимости от национальности. Также ездят три повара, которые знают особенности питания — диетические, религиозные, медицинские — всех членов труппы. Естественно, в том городе, куда приезжает цирк, подбирается местный персонал, но постоянные повара обучают их и задают стандарт качества. То же самое касается супервайзеров по обучению билетеров.
— А артисты-дети выходят на арену, как это было в старину?
— Конечно, это же цирковая традиция! Но сейчас это зависит от страны, где проходят гастроли. Потому что детям можно работать только определенное количество часов, они должны учиться... Но вот в шоу «Varekai», которое в 2009 году привозили в Москву, участвовали совсем маленькие детишки-жонглеры, китайцы. Им было лет по восемь. Сначала они сидели в заплечных корзинках у клоунов, а потом выскакивали и жонглировали, это было очень мило.
Жизнь как праздник
— Расскажите про шоу, которое петербуржцы увидят в ноябре…
— «Saltimbanco» — это визитная карточка цирка. Оно уже стало классикой. Хотя поставлено почти 20 лет назад, но до сих пор оно современно и актуально. Там потрясающие артисты, о которых невозможно рассказать, их надо увидеть, например, акробат на велосипеде делает невероятные вещи, другого такого, наверное, нет в мире. Но все номера объединены общим сюжетом: о жизни в большом мегаполисе, где все люди существуют порознь, но где выжить можно, только объединившись с другими. Эта история рассказана весело, эмоционально, с верой в то, что жизнь — все равно праздник. В этом раннем шоу заложены основные законы дю Солей — стремление к солнцу, к свету и радости. И помимо того, что это совершенно другое шоу, с его помощью мы познакомим петербуржцев с новым форматом своей работы — выступлением в существующем спортивном сооружении. Гастроли в этом году, в отличие от прошлого, когда мы возводили целый городок, пройдут в Ледовом дворце, где будет смонтирована собственная сцена, установлено все световое, техническое и звуковое оборудование, чтобы зрители смогли насладиться настоящим шоу.
Важно: Правила перепоста материалов