Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

Солнечных дней в Петербурге мало. Но зато теперь есть солнечные часы

Гильдия кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона преподнесла большие кованые солнечные часы в дар Государственному музею истории Санкт-Петербурга

«НАША ПЛАНЕТА — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Часы носят имя «Время мастера». Размер их — 3 на 2 метра. Их создали мастера кузнечного искусства Владимир Сохоневич (на фото)и Василий Кондуров. Им помогали более пятидесяти кузнецов из разных регионов России, Финляндии, стран Прибалтики.

— В 1983 году, когда я защищался в Академии Штиглица, моей дипломной работой тоже были солнечные часы. Совершенно другие, но все же, — говорит Владимир Сохоневич.

— А идея этих часов возникла потому, что солнечных дней у нас мало — по пальцам можно перечесть. И вот таким образом мы попытались принести побольше солнца в этот город. Как у Экзюпери: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу приведи в порядок свою планету. А наша планета — Санкт-Петербург. Мы стараемся по мере сил прибирать его и превращать в планету добра и счастья.

Все кузнецы, участвовавшие в проекте, оставили на часах свои авторские отметки.

— Исторически это идет из средневековой Европы, — говорит Владимир Сохоневич. — Странствующие кузнецы оставляли на шляпках гвоздей свои эмблемы. Другой приходил, узнавал эмблему коллеги: «Ага, значит — живой». А тут у нас это было частью мастер-класса. Каждый из мастеров создал эмблему, которую ему хотелось. Чтоб была память об их вкладе в эту работу.

Но такие арт-объекты хорошо принимают только в Петропавловской крепости. В других исторических местах Петербурга, пожаловались создатели часов, работы современных мастеров не востребованы.

— Не хотят вторжений в устоявшуюся среду, — рассказывает Владимир Сохоневич. — От Русского музея волевым решением убрали созданную нами «Царскую вазу». Из Летнего сада после реконструкции выдворили наши «12 стульев» — теперь они тоже здесь, в Петропавловке. Мне совершенно непонятна эта позиция. Как тогда смог в свое время Пикассо появиться на площадях? Как Бурделя смогли установить в Версале? Консерватизм все-таки должен быть разумным. Чем больше произведений искусства вокруг — тем насыщенней и богаче становится среда. Речь идет о работах профессионалов. Ведь мы делаем свое дело уже много лет. Мои, например, работы стоят и во Франции, и в Америке. В этом году я поеду снова во Францию — буду делать скульптуру возле Мон-Сен-Мишеля.

ИСТИННОЕ ВРЕМЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Однако здесь, у Нарышкина бастиона, руководство часы явно приняло хорошо. Одно плохо: небо было пасмурным и часы заработали только на миг, когда капризное солнце показалось из-за туч. Похоже, петербургская погода создаст тут свои сложности: по статистике, 123 из 365 дней года в Петербурге бывают совершенно пасмурными. Да еще тень от ближних деревьев заслоняет часть неба.

— Так что они будут работать приблизительно с обеда, — рассказывает Валерий Дмитриев (на фото), историк, внештатный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга и мастер солнечных часов, создавший проект часов «Время мастера». — Ну и ночью, естественно, они не работают, поскольку нет солнца — это называется сектор ночи. Поэтому циферблат на них не сплошной, а только с рассвета до заката. Зато если говорить об истинном времени, астрономическом, — его показывают только солнечные часы. И сегодня в сердце Петербурга возвращается истинное время.

— Э-э-э… напомните, пожалуйста, что такое астрономическое время?

— Астрономическое время от обычного, административного, отличается на два часа. Вот пушка выстрелила в полдень, а по астрономическому времени это было десять утра, что и показывают часы. Ось, отбрасывающая тень, называется гномон, а наука о солнечных часах называется гномоника.

Ось, отбрасывающая тень, называется гномон.

— Целая наука?

— Конечно. Солнечным часам около четырех тысяч лет. Еще в Древнем Египте ставили «обелиски солнца». И только в XV веке астрономы пришли к выводу: чтобы солнечные часы правильно показывали время, гномон должен быть установлен не вертикально, как у египтян, а под углом, равным географической широте. И тогда солнечные часы стали на порядок точнее. То есть это целая история — развитие солнечных часов. А традиция устанавливать солнечные часы в Петербурге существует столько же, сколько существует город.

— Вот и расскажите, пожалуйста, об истории солнечных часов в Петербурге…

— Самые ранние из сохранившихся часов — на дворце Меншикова, на углу Университетской набережной и Кадетской линии. Причем это было никоим образом не декоративное украшение: часами активно пользовались. Других-то не было. Механические часы в начале XVIII века — это была уникальная дорогостоящая вещь, очень громоздкая. К тому же они очень неточно работали. Расцвет механических часов — это уже конец XVIII века.

На углу Московского проспекта и набережной Фонтанки стоит верстовой столб, отмечающий начало царскосельской дороги — вы его наверняка видели. На нем — тоже солнечные часы. А в Царском Селе, у Орловских ворот, стоит конечный столб — тоже с солнечными часами. Такие же верстовые столбы были на петергофской дороге.

На вершине башни Кунсткамеры — армиллярная сфера, то есть модель небесной сферы. В ней тоже присутствовали солнечные часы, которые, правда, сейчас не сохранились. То есть это был крайне распространенный инструмент. Более того, в середине XIX века Императорское общество поощрения сельского хозяйства издало книгу для крестьян «Как самому сделать солнечные часы».

— А сейчас?

— Сейчас мы переживаем время возрождения солнечных часов. В XX веке про них забыли, а в XXI веке они возвращаются. И появление солнечных часов в Петропавловской крепости — очень знаменательный момент для возрождения петербургских традиций. Правда, за то время, что часы стоят здесь, уже однажды отломали ангела с верхушки гномона… Но если человек поймет и отнесется к часам с трепетом, он их трогать наверняка не будет.

Конечно, нынешние солнечные часы — объект скорее не утилитарный, а символический. Современные часы стали не такими простыми, как раньше: просто циферблат и треугольник. Их украшают. В Кронштадте часы — с якорем, в поселке Солнечное есть часы в виде желудя.

На этих солнечных часах тоже имеется несколько символов. Среди них два солнышка: большое и маленькое. Родилось уже такое поверье: для того чтобы у вас было в семье счастье, нужно потрогать большое солнце. А если вы хотите счастья личного —потрогайте маленькое.

Прикосновение к солнцу на этих часах приносит счастье.

— Над этими часами вы впервые работали вместе с Гильдией кузнецов?

— Да. И надо сказать, что за эти несколько месяцев сотрудничества мы успели сделать и еще одни солнечные часы, которые называются «Одуванчик». На Крестовском острове есть Эколого-биологический центр Дворца творчества юных.

Они стоят там. Они выглядят как одуванчик, из которого вылетают «парашютики». Идея была в том, что это наша жизнь, так же улетающая. Девочка, которая придумала проект, посвятила часы всем тем, кто не смог достичь в жизни чего-то выдающегося. Неосуществленным мечтам.

На этих часах стрелки не переводят.

↑ Наверх